19:03 Тема №16. Звуки [Ф], [Ф']; [Ф] - [Ф']. Буква Ф | |
Коррекционно-развивающие задачи. 1. Учить ребенка различать по тембру максимально сокращенный звукокомплекс. 2. Учить воспроизводить изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука. 3. Научить ребенка четко произносить звуки [Ф], [Ф'], дифференцировать их на слух и в произношении. 4. Закрепить навык слогового анализа и синтеза. 5. Расширить объем слухо-речевой памяти. 6. Развивать интонационную выразительность речи. 7. Учить анализировать короткий текст, выделять заглавие, подсчитывать количество предложений. Задание 1. Дидактическое упражнение «Кто это?» (развитие слухового внимания). В игре принимают участие несколько детей. Взрослый предлагает одному ребенку отвернуться и догадаться, кто из детей произнесет «АУ». Задание 2. Дидактическое упражнение «Скажи звук [А] по-разному» (изменение тембра голоса). Взрослый показывает, а затем просит ребенка воспроизвести изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука «А», — плачет девочка; «А», — показывают горло врачу; «А», — поет певица; «А», — качаем малыша; «А», — девочка укололась иголкой. Задание 3. Знакомство со звуком [Ф]. Дидактическое упражнение «Узнай по описанию». Взрослый загадывает ребенку описательную загадку: «Это предмет мебели. В него люди вешают свою одежду. Что это?» (Шкаф). Просит назвать последний звук в слове шкаф. Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Ф]: - нижняя губка приближена к краям верхних зубов, посередине остается узкая щель для прохода воздуха; - верхние зубки слегка видны; - горлышко «молчит». Символ звука: воздух выходит из большого воздушного шарика: ФФФФФ.... Характеристика звука: звук согласный (губки и зубки создают преграду для свободного прохождения воздуха), твердый, глухой. Обозначение: синий кружок. Задание 4. Фонетическое упражнение. Кот фыркает: ф-ф-ф... (произносить отрывисто вслед за взрослым). Задание 5. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ф]»: ф, п, м, д, ф...; фа, ма, аф, уп, уф...; флаг, кофта, панама, шкаф, пальто, форма, палка... Задание 6. Повторить вслед за взрослым серию слогов: фта-фто-фту-фты...; афта-афто-афту-афты... Задание 7. Взрослый предлагает ребенку прослушать и затем воспроизвести ряд слов (3—5) со звуком [Ф]. Задание 8. Работа с картинками: выбрать нарисованные предметы, в названии которых есть звук [Ф]; разложить их на три стопки: звук [Ф] стоит в начале, в середине и в конце слова; разделить эти слова на слоги (назвать самое длинное и самое короткое слово). Задание 9. Ребенку предлагается придумать предложения с использованием предметных картинок из предыдущего задания, по возможности употребляя предлоги В и У. Задание 10. Взрослый читает ребенку пары предложений и просит править ошибки. Нашла я в вишне кофточку. Надела Маша косточку. На клене зеленеет лифт. Наверх нас поднимает лист. Созрел на дереве кафтан. Зимой надену я каштан. На дерево уселся граф. Живет в красивом доме грач. Задание 11. Знакомство со звуком [Ф']. Символ звука: воздух выходит из мяча: фьфьфь.... Характеристика звука: звук согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок. Задание 12. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если дышишь звук [Ф']»: фь, мь, пь, фь...; фя, пя, пи, фи...; Фима, Фекла, клад, стул, Федя, Филя, Дима. Задание 13. Повторить вслед за взрослым серию слогов: фтя-фте-фтю-фти; афтя-афте-афтю-афти... Задание 14. Дидактическое упражнение «Составь слово». Фе-до-ра, фи-ал-ка, бу-фет, фи-лин, фев-раль, физ-куль-ту-ра, физ-куль-тур-ни-ца. Задание 15. Дифференциация звуков [Ф] — [Ф']. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ф]»: ф, фь, ф, фь; фа, фя, аф, афь... Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: фа-фя,...; фу-фю,... Повторить за взрослым серию слогов: фа-фа-фя, фя-фя-фа, фа-фя-фа, фя-фа-фя, фя-фа-фа, фа-фя-фя. Назвать лишнее слово в ряду (по наличию в словах звуков [Ф] и [Ф']). Разделить все слова на слоги. Какое слово самое длинное? Филин, фазан, фотоаппарат, фотограф; Филя, Фома, Федя, Федора. Отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке. Днем спит, ночью летает, Прохожих пугает. (Филин) Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звуки [Ф] и [Ф'], составить с этими словами предложения. Вспомнить слова со звуками [Ф] и [Ф']. Придумать вместе с ребенком короткие рассказы про Филю, Фому и Федору. Задание 16. Выучить скороговорки: Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит. У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча. Задание 17. Знакомство с буквой Ф. Подбоченясь, пляшет лихо Ф — большая щеголиха. О. Гофман На что похожа буква Ф? Буква Ф: ребенок стоит в позе — «руки в боки». Игры с буквой. Задание 18. Звуко-слоговой анализ слов. Составление схемы из кружков, подсчет количества слогов в слове; составление слов из букв разрезной азбуки, чтение, списывание, письмо под диктовку печатными буквами. Фима, Пиф. Чтение и анализ короткого текста, выделение заглавия, границ предложения, нахождение предложения с предлогом у.ФИМА Вот Фима. У Фимы дом. Фима дома. Взрослый знакомит ребенка с коротким текстом, показывает заглавие; совместно с ребенком подсчитывает количество предложений, находит предложение с предлогом, читает текст. | |
|
Логопедические пособия на заказ
|
|
Всего комментариев: 0 | |