22:20 Тема №25. Звуки [С], [С’]; [С] - [С’]. Буква С | |
Коррекционно-развивающие задачи. Продолжать учить ребенка находить в ряду слово, отличающееся от других своей слоговой структурой. Научить правильно произносить звуки [С] и [С], дифференцировать их на слух и в произношении. Учить заменять звук в словах на звук [С] в разной позиции, следить за изменением смысла слова с изменением в нем одного звука. Познакомить с предлогами с (со), упражнять в их употреблении. Учить распространять предложения, подсчитывать в них количество слов. Учить анализировать слова и предложения. Задание 1. Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать ряд слов и назвать слово, которое отличается от остальных по своему слоговому составу: совок — гном — венок — каток, пятка — ватка — кот — кадка, ветка —корова — клетка — сетка, каток — дом — моток — поток. Задание 2. Знакомство со звуком [С]. Прослушать скороговорку (звук [С] произносится взрослым утрированно). Какой звук часто слышится в ней? Везет Санька Соньку на санках. Санки — скок, Саньку — с ног, Сонька — бух в сугроб! Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [С]: губки в улыбке; зубки сближены; широкий кончик языка находится за нижними зубами, боковые края язычка прижаты к верхним зубам; холодный воздух идет по центру язычка (рука для контроля у рта); горлышко «молчит». Символ звука: папа поливает огород из шланга: ССССС... Характеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, глухой. Обозначение: синий кружок. Задание 3. Фонетическое упражнение. Накачаем насосом колесо: С, С, С, С, ... (резкое отрывистое произнесение звука вслед за взрослым). Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [С]»: с, п, м, с...; са, ма, ва, су...; ас, ам, ус...; Соня, Саня, коса, кровать, дом, колесо, молоко, лес... Задание 5. Повторить за взрослым серию слогов: са-со-су-сы; ас-ос-ус-ис; ста-сто-сту-сты; аст-ост-уст-ист. Повторить за взрослым серию слогов с выделением голосом какого-нибудь слога: са-са-сб, су-су-су... Задание 6. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: са-ас, ас-са, со-ос, ста-аст, аст-ста... Задание 7. Закончить слово слогами: СА: ли..., ко..., кляк..., ро..., плак...; СЫ: о..., у..., бу..., ко..., ве..., ча....; СОК: пе..., ку..., но..., ле..., воло..., коло..., голо... Задание 8. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках. Не говорит, не поет, А кто к хозяину идет, Она знать дает. (Собака) На дне, где тихо и темно, Лежит усатое бревно. (Сом) Под крышей — четыре ножки, На крыше — суп да ложки. (Стол) Белый камень во рту тает. (Сахар) Задание 9. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [С], определить место звука в словах, разделить их на слоги. Найти самое длинное и самое короткое слово. Задание 10. Найти лишнее слово в ряду (по месту звука [С] в слове). При затруднении использовать карточку и синий кружок: санки, сова, лес, суп; носок, кусок, самолет, киска; лес, пояс, нос,поясок. Задание 11. Вспомнить как можно больше видов посуды, в названии которых есть звук [С], объяснить назначение каждого предмета: самовар, сковородка, скороварка, солонка, сахарница, сухарница, соусница, стакан, супница, салатница. Задание 12. Дидактическое упражнение «Объясни значение слов, назови место звука [С] в этих словах». В каком слове звук [С] встречался два раза? Листопад (падают листья), снегопад — ..., пылесос — ..., самокат — ..., самолет —-..., садовод — ..., лесовод — ... Задание 13. Дидактическое упражнение «Измени слово, составь с каждым словом предложение». Заменить первый звук в слове на звук [С]: мало — сало, Клава — ..., Тоня — ..., бок — ..., Дом — ..., лук — ..., мода. — .., Заменить последний звук в слове на звук [С]: бак — бас, Рим — ..., лев — ..., нож — ..., труд — ..., голод — ... Заменить третий звук в слове на звук [С]: лапка — ласка, марка — ..., парта — ..., сопка — ..., качка — ..., дочки — ... Задание 14. Взрослый предлагает ребенку добавить к слову звук [С]. Какое слово получится? Тройка (стройка), наряд — ..,, клад — ..., мех — ..., мешок — ... Задание 15. Выучить чистоговорки: Са-са-са — вот летит оса. Су-су-су — не боюсь осу. Сы-сы-сы — нет осы. Со-со-со — у Сони колесо. Ас-ас-ас — я пью квас. Ос-ос-ос — у собаки нос. Ис-ис-ис — я ем рис. Ус-ус-ус — я ем мусс. Аска-аска — у Сони маска, Оска-оска — у Сони соска. Иска-иска — у Сони миска. Уска-уска — у Сони блузка. Задание 16. Знакомство со звуком [С’]. Символ звука: тонкая струя воды течет из крана: сьсьсь... Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок. Задание 17. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [С’]»: сь, пь, мь, сь...; ся, мя, пи, си...; ась, апь...; Сима, синий, липа, пила, сидеть, гусь, елка... Задание 18. Повторить за взрослым и запомнить ряд слов. Какой одинаковый звук во всех этих словах? Синий, селедка, синица, сито, сетка. Задание 19. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [С’], определить место звука [С'] в каждом из слов, составить с каждым словом предложение. Задание 20. Выучить чистоговорки: Ся-ся-ся — мы видели гуся. Се-се-се — еду на гусе. Си-си-си — сено принеси. Ась-ась-ась — плывет карась. Задание 21. Дифференциация звуков [С] — [С’]. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: са-ся, ся-са, ..., ас-ась…, ась-ас... Закончить слово подходящим звуком ([С] — [С’]): гу.,., но..., поя..., ло..., голо... Повторить за взрослым серию слогов: са-са-ся, ся-са-са, са-ся-ся, ся-ся-са, са-ся-са, ся-са-ся. Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [С] и [С’]): санки, синий, сумка, сова; лось, гусь, весь, нос. Дидактическое упражнение «Подарить подарки Соне и Симе» (подобрать слова со звуками [С] и [С’]). Дидактическое упражнение «Большой — маленький» — упражнение в словообразовании (обратить внимание на появление звука [С’] в образованном слове): нос — носик, пес — ..., кокос — ..., насос — ..., колесо — ..., сосна — ..., коса .-..., ананас —... Составить предложения со словом Сима (Соня). Распространить предложения. Сосчитать количество слов в каждом из них. Назвать первое и последнее слово в предложении. Например: Соня пьет сок. Соня пьет томатный сок. Соня пьет свежий томатный сок. Соня пьет вкусный свежий томатный сок. Выучить скороговорки: У Сени и Сани в сетях сом с усами. У осы — не усы, не усищи, а усики. Задание 22. Знакомство с предлогами с, со. Взрослый предлагает ребенку выполнить задания: поднять мяч с пола, взять книгу со стола, и задает ребенку вопросы: «Откуда ты взял книгу? Откуда ты поднял мяч?». Ребенок отвечает. Взрослый обращает внимание ребенка на употребление предлогов с, со и объясняет их значение и графическое изображение. Назвать предлог в предложениях: Катя встала со скамейки. Маша пьет чай с печеньем. Вставить нужный предлог в предложениях (с, со): Я взял ... стола чашку. Мальчик несет сумку... книгами. Составить предложение из слов: Соня, земля, листья, поднимать, с; Сима, листья, земля, сухие, поднимать, с; Вася, осенние, земля, листья, поднимать, с; Соня, скамейка, встала, со. Задание 23. Знакомство с буквой С. Букву С писать мне просто. С как серп, кривой и острый. А Ковшиков На что еще похожа буква С? Буква из пальчиков: указательный и большой пальцы левой руки образуют полуовал. Игры с буквой. Задание 24. Звуко-слоговой анализ слов, составление схем из кружков; выкладывание из букв разрезной азбуки, чтение, списывание. Сима, сок, стакан, стаканы. Чтение, списывание предложений, подсчет количества слов в предложениях, нахождение предлога и определение его места в предложении: Вот Сима. У Симы стакан. У Симы сок. У Тимы и Димы стаканы. Там сок. | |
|
Логопедические пособия на заказ
|
|
Всего комментариев: 0 | |