Главная » 2014 » Май » 17 » Тема № 3. Звук и буква И
00:19
Тема № 3. Звук и буква И

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Научить ребенка внимательно слушать и различать неречевые звуки.

2. Продолжать учить ребенка ориентироваться в «схеме собственного тела», выполняя соответствующие инструкции.

3. Научить четко произносить звук [И].

4. Научить выделять звук [И] в начале и в конце слов в ударной позиции.

5. Научить анализировать звуковой ряд из трех элементов.

Задание 1. Дидактическое упражнение «Что ты слышишь?» (развитие слухового внимания).

Во время прогулки взрослый предлагает ребенку закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки он услышал (щебет птиц, шум машины, шорох листьев...).

Задание 2. Взрослый предлагает ребенку внимательно выслушать и выполнить инструкции:

Указательным пальцем левой руки покажи свой левый глаз.

Указательным пальцем правой руки покажи свое левое ухо.

Задание 3. Знакомство со звуком [И].

Взрослый загадывает ребенку загадку, просит ее отгадать, назвать первый звук в отгадке.

Не снег, не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней)

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [И]: когда мы произносим звук [И], то:

губки — «в улыбке»;

зубки сближены, но не сомкнуты;

язык лежит во рту, его края касаются коренных зубов;

горлышко «работает» (рука ребенка для контроля лежит на горлышке).

Ребенок правильно произносит звук [И] перед зеркалом, затем воспроизводит артикуляцию звука без голоса.

Взрослый объясняет: звук [И] — гласный, его можно петь (губы, язык и зубы не мешают свободному прохождению воздуха); а для его обозначения используется красный кружок. Взрослый знакомит ребенка с символом звука [И]: ослик кричит: ИИИ...

Задание 4. Фонетическое упражнение.

Жеребенок «поет» песенку: ИИИИИИИИ... (произнести на плавном длительном выдохе вслед за взрослым).

Задание 5. Дидактическое упражнение «Хлопнуть в ладошки». Взрослый произносит разные звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладошки только в том случае, если услышит звук [И]:

и, п, м, и, и, в, и...

Задание 6. Взрослый называет слова, голосом выделяя звук [И]. Ребенок называет первый звук каждого из этих слов, определяет место звука [И] в них и обозначает положение звука [И] в словах с помощью карточки и красного кружка:

иволга, игры, ивушка, Ира, имя.

Задание 7. Дидактическое упражнение «Один — много» (упражнение в образовании множественного числа имен существительных).

Утюг — утюги, сапог — ..., носок — ..., паук — ..., чулок — ..., замок — ..., комок — ...

Взрослый предлагает ребенку назвать последний звук в каждом из этих слов, выделив его голосом, обозначить место звука [И] в каждом слове с помощью карточки и красного кружка.

Задание 8. Вспомнить вместе с ребенком имена девочек и мальчиков, начинающиеся со звука [И]:

Ира, Инна, Инга; Иван, Игорь, Илья.

Задание 9. Взрослый предлагает ребенку запомнить и повторить ряд слов. Какой одинаковый первый звук во всех этих словах?

Ира, индюк, игрушки, ива.

Задание 10. Отгадать загадки, назвать первый звук в слове-отгадке.

Всех на свете обшивает,

Что сошьет — не надевает. (Иголка)

Что у елки вместо листьев? (Иголки)

Задание 11. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются со звука [И].

Задание 12. Выучить чистоговорки:

И-и-и — ротик к ушкам растяни;

И-и-и — хорошо сиди;

И-и-и — песенку тяни.

Задание 13. Прослушать стихотворение. Какой звук часто слышится в стихотворении? (Взрослый голосом выделяет звук [И].) Провести пальчиковую гимнастику.

Индюк из города идет, - Пальчиками обеих рук «идут» по столу.

Игрушку новую везет.

Игрушка не простая —

Игрушка расписная.

Г. Сатир

Задание 14. Упражнение для развития координации речи с движениями (сначала ребенок хлопает в ладошки, затем поднимает руки):

И раз, и два, и три — руки подними!

Задание 15. Знакомство с буквой И.

Буква И — как три иголки.

Три иголки очень тонки.

В. Ковшиков

На что еще похожа буква И?

Игры с буквой.

Задание 16. Анализ звуко-буквенных рядов: АИУ, УИА, ИУА, УАИ, АУИ.

Взрослый произносит звуковой ряд и просит ребенка ответить на вопросы: какой звук стоит в ряду первым, последним, в середине? После этого ребенку предлагается выложить схему звукового ряда из красных кружков, а затем выложить ряд из букв разрезной азбуки, прочитать, списать, написать печатными буквами под диктовку взрослого.


Категория: Домашние задания для детей с фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) | Просмотров: 7819 | Добавил: Evita | Теги: ФФНР, домашние задания по логопедии | Рейтинг: 4.1/16

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Развивающая логопедическая игра – лото «Говорушка»

Игровое логопедическое пособие на автоматизацию звуков [Р], [Рь].

Всего комментариев: 2
avatar
0
1 allaice1979 • 18:28, 23.11.2015
Спасибо за конспекты!Адаптирую их под себя и пользуюсь.
avatar
0
2 Evita • 18:30, 23.11.2015
Рада была вам помочь.
omForm">
avatar