21:22 Тема №7. Звуки [Д], [Д']; [Д] - [Д']. Буква Д | |
Коррекционно-развивающие задачи. 1. Учить ребенка определять количество услышанных им звуков. 2. Учить вслушиваться в шепот. 3. Научить ребенка четко произносить звуки [Д], [Д'], дифференцировать их на слух и в произношении. 4. Закрепить умение определять место звуков в начале и середине слов. 5. Учить ребенка удерживать в памяти и воспроизводить слоговой ряд из 3—4 элементов. 6. Объяснить ребенку, что имена людей пишутся с большой буквы. 7. Учить анализировать слова: дом, Дима. Задание 1. Дидактическое упражнение «Слушай внимательно» (развитие слухового внимания). Взрослый хлопает в ладоши, а ребенок, закрыв глаза, считает про себя, сколько раз хлопнули, и затем поднимает соответствующую цифру. Задание 2. Дидактическое упражнение «Выполняй команды» (развитие остроты слуха). Взрослый произносит шепотом различные команды (например, поднять руки вверх, спрятать руки за спину и т.д.), а ребенок слушает их внимательно и выполняет. Задание 3. Знакомство со звуком [Д]. Отгадать загадку, назвать первый звук в слове-отгадке. Белый столб стоит на крыше И растет все выше, выше. Вот дорос он до небес — И исчез. (Дым) Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Д]: когда мы произносим звук [Д], то: - губки свободны; - зубки сближены, но не сомкнуты; - язычок стучит кончиком за верхними зубками; - горлышко «работает». Символ звука: дятел долбит дерево: ДДД... Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком. Задание 4. Фонетическое упражнение. Дятел долбит дерево: ДДДДДД... (произносить звук [Д] вслед за взрослым: Д Д Д Д Д Д Д Д Задание 5. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Д]»: а, д, м, д, д, и, д; да, ду, ма, мы, до. Взрослый просит ребенка загнуть пальчик, если тот услышит слово со звуком [Д]. Сколько пальчиков загнули? Дуб, корова, дорога, вода, усы, дом, лиса. Задание 6. Взрослый предлагает ребенку повторить за ним серию слогов: да-до-ду, ды-ду-да; да-до-ду-ды, ду-ды-да-до. Задание 7. Взрослый предлагает ребенку добавить последний слог к словам, назвать слово целиком: ДА: пома..., награ..., побе..., пого..., коман..., секун...; ДЫ: похо..., пара..., наря..., еле..., са..., пру... Задание 8. Работа с картинками: из ряда картинок (5—10 предметов) выбрать те, в названии которых нет звука [Д]; четко перечислить картинки, в названии которых есть звук [Д], выбрать картинки, в названии которых звук [Д] стоит в начале слова; четко назвать картинки, в названии которых звук [Д] стоит в середине слова. Провести игры «Что изменилось?», «Чего не стало?»; Задание 9. Вспомнить слова со звуком [Д] (звук [Д] стоит в начале слова, в середине слова). Задание 10. Подобрать к словам родственные. Какой одинаковый первый звук во всех этих словах? Друг (дружный, дружить...), дом (домовой, домашний...), дуб (дубовый, дубрава...), дым (дымоход, дымный...). Задание 11. Образовать по образцу новые слова и ответить на вопрос (упражнение в словообразовании). Какой одинаковый первый звук во всех словах? Дом — домок — домочек — домище; дуб — ...; дым — ...; друг - ... Задание 12. Выучить чисто говорки: Да-да-да — у меня вода. Ды-ды-ды — нет воды. Ду-ду-ду — за водой пойду. Задание 13. Знакомство со звуком [Д']. Символ звука: маленький дятел долбит дерево: дьдь... Характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком. Задание 14. Фонетическое упражнение. Колокольчик звенит: динь-динь... Задание 15. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Д']»: дь, мь, а, дь...; дя, мя, мю, ди...; Дима, Вика, Маша, дело, деньги. Задание 16. Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить серию слогов: дя-де-дю-ди; дю-ди-дя-де. Задание 17. Перечислить нарисованные предметы: диван, одеяло, дерево, деньги. Игры: «Что изменилось?», «Чего не стало?». Определить место звука [Д'] в предложенных словах, используя карточку и зеленый кружок с колокольчиком. Задание 18. Подобрать слова по первому слогу: ДЕ: -вочка, -душка, -ло...; ДИ: -во, -ма, -на... Задание 19. Дифференциация звуков [Д] — [Д']. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: да-дя, ды-ди,... ди-ды, дя-да... Назвать первый звук в именах детей: Дима, Даша, Денис, Данила, Дуня, Дина. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на звуки [Д] и [Д']. Задание 20. Дидактическое упражнение «Подари подарки Диме и Даше» (дифференциация звуков [Д] — [Д'] с использованием картинок). Подобрать слова со звуками [Д] и [Д'], определить место звуков в словах (начало, середина слов), используя карточку, синий и зеленый кружки с колокольчиками. Изменить существительные по падежам. Это (кто?) — Даша, Дима, нет (кого?) — ..., подарю подарок (кому?) — ..., вижу (кого?) — ..., горжусь (кем?) — ..., говорю (о ком?) — ... Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках: Кто приходит, Кто уходит, — Все ее за ручку водят. (Дверь) Весной веселит, Летом холодит, Осенью питает, Зимой согревает. (Дерево) К вечеру умирает, Поутру оживает. (День) Не живая, а идет, Неподвижна, а ведет. (Дорога) Задание 21. Выучить скороговорку и ответить на вопрос: «Какой звук часто в ней слышится?» [Д]. Дятел дуб долбил, да не додолбил. Задание 22. Знакомство с буквой Д. Д — с высокой крышей дом. В этом доме мы живем. В. Ковшиков На что еще похожа буква Д? Буква Д из пальцев: указательный и средний пальчики правой руки опущены вниз и разведены в стороны, а остальные сжаты в кулак; указательный палец левой руки образует «перекладину» под пальцами правой руки. Игра с пальчиками: «Дом и ворота» (взрослый произносит вместе с ребенком стихотворные строки, выполняя при этом действия руками): На поляне дом стоит - Пальцы обеих рук соприкасаюсь, локти разведены, — «крыша». Ну, а к дому путь закрыт. - Обе руки повернуты ладонями к груди, средние пальцы соприкасаются, большие пальцы — вверх — ворота». Мы ворота открываем, - Ладони разворачиваются параллельно друг другу. В этот домик приглашаем Игры с буквой. Задание 23. Звуковой анализ слов дом, Дима (составление схем слов из кружков разного цвета, анализ слов: называть первый и последний звук в словах, назвать и подсчитать гласные звуки в словах). Составление слов из букв разрезной азбуки, чтение, списывание печатными буквами. Перед написанием слова Дима взрослый объясняет ребенку следующее правило: имена пишутся с большой буквы. | |
|
Логопедические пособия на заказ
|
|
Всего комментариев: 0 | |