21:13 Тема № 8. Звук и буква Ы | |
Коррекционно-развивающие задачи. 1. Уточнить с ребенком последовательность элементов автоматизированных речевых рядов. 2. Учить различать гласные звуки по силе голоса (тихо — громко). 3. Научить правильно произносить звук [Ы], выделять его в середине и в конце слов. 4. Учить подбирать слово по первому заданному слогу. 5. Упражнять в образовании множественного числа существительных. 6. Учить анализировать и сравнивать слова. Задание 1. Дидактическое упражнение «Что за чем» (усвоение последовательности элементов автоматизированного ряда). Взрослый выкладывает ряд цифр от 1 до 10 и предлагает ребенку ответить, какая цифра первая? последняя? перед цифрой 5? после 5? между 4 и 6? Сначала задание выполняется с опорой на карточки, а затем — без них. Задание 2. Дидактическое упражнение «Тихо — громко». Взрослый произносит гласные звуки [А], [О], [У] тихо и громко, ребенок определяет, как взрослый произнес эти звуки. Затем взрослый просит ребенка произнести любой гласный звук тихо или громко. Задание 3. Знакомство со звуком [Ы]. Фонетические упражнения. Медведь ревет: ыыыы... (произнести звук вслед за взрослым на плавном длительном выдохе). Пароход плывет: ыыыы...; пароход приближается: ыыыЫЫЫЫ...; пароход удаляется: ЫЫЫЫыыыы... Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Ы]: - губки не напряжены; - зубки разомкнуты; - язычок отодвинут глубоко в ротик; - горлышко «работает». Взрослый объясняет ребенку, что звук [Ы] — гласный (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха); знакомит ребенка с символом звука [Ы]: пароход гудит: ЫЫЫ..., и обозначением: красный кружок. Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ы]»: а, у, ы, а, у, о, ы...; ым, ум, ...; ды, мы, ма...; сыр, мак, рог, дым, топоры, сумка... Задание 5. Взрослый предлагает ребенку выбрать из ряда нарисованных предметов те, в названии которых есть звук [Ы], голосом выделить звук в слове, определить место звука [Ы] в слове (середина, конец слова), используя карточку и красный кружок. Задание 6. Договорить последний слог в словах, назвать последний звук в них: ТЫ: кус-..., мое-..., бол-..., ко-...; ДЫ: са-..., хо-..., пло-..., ря-... Задание 7. Вместе со взрослым закончить слово: Мы... (-ло), лы... (-жи), сы... (-нок). Задание 8. Дидактическое упражнение «Один — много» (образование множественного числа имен существительных). Образовать слово по аналогии и ответить на вопрос: «Какой одинаковый последний звук появился во всех этих словах?» двор — дворы, забор — ..., комар — ..., топор — ..., шар — ... Задание 9. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [Ы]. Задание 10. Подобрать слова со звуком [Ы]. Задание 11. Взрослый предлагает ребенку прослушать стихотворение и сказать, какое слово часто в нем слышится. Назвать второй звук в этом слове. Мыло душистое, белое, мылкое, Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою. Если б грязнуля вспомнил про мыло, Мыло его наконец бы отмыло. Я.Аким Задание 12. Вспомнить названия предметов со звуком [Ы]. Задание 13. Выучить считалку: Аты-баты, шли солдаты. Аты-баты, на базар. Аты-баты, что купили? Аты-баты, самовар. Аты-баты, сколько стоит? Аты-баты — три рубля. Аты-баты, кто выходит? Аты-баты — это я. Задание 14. Знакомство с буквой Ы. С палкой ходит буква Ы, Ищет ягоды, грибы. О. Гофман На что похожа буква Ы? Игры с буквой. Задание 15. Анализ слов дом, дым: выкладывание схем слов из кружков, выкладывание слов из букв разрезной азбуки, сравнение слов (общее и различие), чтение, списывание, письмо печатными буквами под диктовку. Задание 16 Договорить предложения, выбрав подходящее по смыслу слово: Из трубы идет... Строители построили новый... (дом, дым). | |
|
Логопедические пособия на заказ
|
|
Всего комментариев: 0 | |