Главная » Авторские публикации » Памятки для педагогов |
Разработала: учитель - логопед высшей квалификационной категории Старостина Марина Александровна "Детский сад № 38 "Белочка" Что такое слух? Это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Слух бывает неречевой и речевой и музыкальный. Неречевой слух – это восприятие природных, бытовых и музыкальных шумов. Музыкальный слух - способность человека различать и оценивать звуки по тембру, высоте; Речевой слух – это слух на звуки речи, то есть различение звуков речи их количество и последовательность. Это и есть фонематический слух. Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе? Но если у ребенка нарушен или недостаточно сформирован фонематический слух, то ребенок при чтении и письме может допускать следующие ошибки:
Чтобы этого не случилось, поиграем в игры занимательно –развлекательного характера, которые помогут развить фонематический слух у вашего ребенка. Развиваем фонематический слух на неречевом материале. 1. "Отгадай источник звука". (издаём разные звуки, а дети отгадывают их источник, можно использовать звукозапись)
2. "Слушаем тишину". (Прислушиваемся в течении минуты к окружающим звукам. Нужно услышать и запомнить их как можно больше.)
3. "Что звучит?". (Знакомим детей с разным звучание музыкальных инструментов и определяем какой играет на слух.)
4. "Чей голосок?". (В семейном кругу или в компании можно узнавать друг друга по тембру голоса нас слух.) 5. "Сказочный голос". (Интересно загадывать сказочных героев изменяя тембр собственного голоса.)
6. "Громко-тихо-шёпотом". (Учимся с детьми говорить с разной силой голоса.) 7. "Хлопни как я". (Знакомим детей с разными ритмами, учимся повторять и ритмические рисунки.)
Игры на развитие фонематического слуха на речевом материале. 1. "Кто (что) так звук издает?" (связать услышанный звук с "картинкой-символом")
2. "Поймай звук". (Нужно ребёнку хлопнуть в ладоши, если он слышит данный звук в звуковом, слоговом яду, из цепочки слов.) Звук "З"
3. "Подбери слово на заданный звук.
Сложные варианты игры: "Интервью" - Отвечаем на вопросы на один звук; Звук с
"Группировка слов" - Называем с заданным звуком только овощи, посуду, птиц, профессии, ягоды…..
4. "Слоговой аукцион" (Подбираем слова на заданный слог, кто больше.) му: муравей, муха, мумия, музыка..
5. "Разведчики" (Ребёнку нужно отыскать предметы, в названии которых есть нужный звук на кухне, в гараже, в ванной, в коридоре...)
6. "Прятки" (Объясняем ребёнку, что звуки живут в словах в разных позициях: в начале, в середине , в конце, просим определить место звука в слове.) Звук "Р" (Ракета-корова-помидор)
7. "Мы-роботы" (Рассказываем ребёнку, что слова состоят из частей (слогов), можно их проговаривать слогами как роботы. Это замечательное упражнение для подготовки к обучению чтения.) При-вет ре-бя-та! Как у вас де-ла? Я хо-чу по-иг-рать с ва-ми!..
Замечательно развивает фонематический слух разучивание и, отгадывание последней строчки стихотворения: Я захотел устроить бал и я гостей к себе....(позвал) купил муку, купил творог испёк рассыпчатый пирог).
Кошка-мошка Маша-каша. А потом сочинить весёлый стишок или небылицу с этими рифмами. На окошке сидит мошка Её ловит наша кошка, за столом сидела Маша в чашке остывала каша. Скачать буклет-памятку: "Что такое фонематический слух?" | |
Просмотров: 4855 | | |
Логопедические пособия на заказ
|
|
Всего комментариев: 0 | |