Главная » Авторские публикации » Статьи

Интегрированные занятия для детей раннего возраста

Автор: учитель - логопед Чистякова Юлия Александровна
ГАУ РЦ "ТАЛИСМАН", город Екатеринбург

Интегрированные занятия для детей раннего возраста (от 1 года до 2-х лет) в коррекционно-развивающем центре являются специально организованной формой обучения. По ряду известных причин (отсутствие ясельных групп в муниципальных детских садах, либо отсутствие интегрированных занятий в частных мини-садах), такие занятия проводятся редко, или заменяются на музыкальные и логопедические занятия.

В связи с потребностью родителей развивать своих детей от 1 года до 2-х лет, а также актуальностью интегрированных занятий, были составлены примерные конспекты интегрированных занятий для детей раннего возраста совместно музыкальным руководителем и педагогом-логопедом.

Процесс интегрированных занятий с детьми от года до двух лет направлен на развитие музыкальных способностей детей и подготовку речевого аппарата путем следующих составляющих:

  1. Восприятие музыки.
  2. Подпевание звукоподражаний (мяу, гав, да, ля, динь, и т.д.).
  3. Музыкально-ритмические движения.
  4. Игра на детских музыкальных инструментах.
  5. Хороводы, танцы с атрибутами (платками, колокольчиками, лентами, султанчиками и т.д.).
  6. Игры на мелкую и крупную моторику.
  7. Слушание сказки.
  8. Физкультурные упражнения с предметами (обручи, мячи, палки и т.д.).
  9. Рисование (лепка или аппликация).
  10. Упражнения для развития дыхания.
  11. Дидактические игры.

Практика показала, что участие нескольких педагогов в занятии повышает интерес детей к материалу, снижает утомляемость детей и приводит к большей результативности.

Приоритетность участия педагогов в занятии определяется его тематикой и теми формами  работы, через которые наиболее эффективно могут быть решены задачи закрепления и уточнения соответствующих знаний, умений, навыков детей.

Структура интегрированного занятия для детей раннего возраста:

Время проведения интегрированного занятия – 40 минут. Чередуются различные виды деятельности.

Для достижения оптимальных результатов интегрированного занятия, целесообразно строить его в соответствии с календарно-тематическим планированием и проводить по следующей схеме:

  1. Приветствие, знакомство с игрушкой.
  2. Музыкально-ритмические движения.
  3. Игра на детских музыкальных инструментах.
  4. Слушание сказки.
  5. Музыкальная, или дидактическая игра.
  6. Дыхательное упражнение.
  7. Игра на мелкую моторику, или пальчиковая игра.
  8. Пение.
  9. Рисование (лепка или аппликация).
  10. Физкультурное упражнение, или хоровод.
  11. Прощание. Итог.

Для организации и проведения эффективных интегрированных занятий используется следующий материал:

  • Аудиозапись.
  • Иллюстрации к песням или восприятию музыки.
  • Детские музыкальные инструменты.
  • Раздаточный материал.
  • Атрибуты к танцам.
  • Атрибуты к дыхательным упражнениям.
  • Спортивное оборудование.
  • Предметы для детского массажа.
  • Краски, гуашь, пластилин, пуговицы, ватные палочки, цветная бумага.

У детей раннего возраста ведущая деятельность – предметно-орудийная и отобразительная игра. Все занятия проводятся в игровой форме. Родители помогают малышу выполнять действия «Рука в руке». Занятия повторяются 4 раза. Меняются задачи, приходят разные игрушки. Сохраняется слушание сказки в разных вариантах – иллюстративном, кукольном, настольном, пальчиковом.  Так же сохраняется музыкальный репертуар, но ставятся разные задачи.

Игрушки, подобранные по величине, форме, цвету, количеству, являются прекрасным средством развития личности маленьких детей. Дидактические игрушки (пирамидки, домики с разными формами, игры с пуговицами, шнурами, молниями, кубики, крупный конструктор и т.д.)  обогащают чувственный опыт малышей, учат их мыслить. В таких практических действиях, как соединение, разъединение, нанизывание предметов, развиваются мыслительные операции – анализ, синтез, обобщение. Дидактические игрушки развивают у детей мелкую моторику, вызывают желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия.

Игры с предметами ставят ребенка перед необходимостью запоминать и воспроизводить способы действия, которые были показаны взрослыми, то есть, развивают память и воображение. Сенсорный опыт детей – основа познавательного развития.

При организации игр детей с предметами, необходимо придерживаться двух принципов:

1. Посильность требований.

2. Постепенность усложнения.

Особое значение в плане воспитания здорового и физически развитого малыша имеют подвижные игры. Дети познают мир ползая, лазая, бегая. Ребенок учится владеть своим телом. Подвижные игры – профилактика плоскостопия, нарушения осанки. С этой целью на занятиях используется ползание и ходьба по скамейке, ползание в тоннеле, ходьба по массажным коврикам и дорожкам и т.д.

Для развития речевого аппарата ребенка используются артикуляционная гимнастика и артикуляционные игры. Артикуляционный аппарат малыша только начинает формироваться.  Для появления активной речи необходимо побуждать ребенка к произношению и повторению за взрослыми разнообразных звуков и слогов, формировать из них первые слова. Для того чтобы развивать дальнейшее понимание ребенком речи взрослого, надо увеличивать количество понимаемых им слов и предложений. Так, например, следует научить ребенка по слову выполнять определенные движения («сядь», «встань», «возьми», «дай»).

Коснемся развития музыкальности ребенка. В современной музыкальной литературе недостаточно доступного материала для раннего возраста. В течение 10 лет собирался музыкальный материал для детей от одного года до двух лет. Это не только соответствующие песенки для малышей, но и пальчиковые игры, игры с пением, игры с детскими музыкальными инструментами, песенки про музыкальные инструменты, и т.д. Конечно, дети второго года жизни  не могут петь в силу возраста. Но они могут эмоционально откликаться на музыку разного характера, подпевать окончания слов, звукоподражания, отдельные короткие слова. Игрой на детских музыкальных инструментах развивается ритмическое, динамическое восприятие детей, поддерживается интерес к музыке. Развиваются навыки игры на музыкальных инструментах.

В музыкально-ритмических движениях детей учат выполнять несложные танцевальные движения – приседать, выполнять вращательные движения кистями рук, топать, хлопать, прятать и  показывать ладошки и т.д. Дети реагируют движением на начало и окончание звучания музыки.

Так же малыши учатся танцевать с атрибутами – платочками, ленточками, погремушками, листочками, воздушными шарами и т.д. Все движения выполняются по показу педагога и  (или) с помощью родителей.

Игры с пальчиками для малышей очень увлекательны. Они просты, эмоциональны и не требуют никаких приспособлений и специальной подготовки. Кроме того, игры с пальчиками способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелкой моторики. Специалисты утверждают, что игры с участием рук приводят в гармоничное соотношение тело и разум, совершенствуют психику. Для формирования двигательных навыков пальцев и кистей рук, к примеру, в Китае, применяются специальные упражнения с каменными и металлическими шариками. В Японии широко распространены упражнения с грецкими орехами.

В России известны многие старинные забавы с пальчиками: пестушки, прибаутки, потешки, обращенные к детям младенческого и раннего возраста. Сегодня специалисты возрождают старые забавы, придумывают новые. Ведь пальчиковые игры стимулируют и ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствуют не только знания и опыт  многих поколений, но и исследования физиологов. Отечественные ученые (В.М.Бехтерев, М.М.Кольцова, Л.В.Фомина и др.), которые изучали деятельность мозга, психику детей, подтверждают связь движений рук с развитием умственной деятельности и речи.

В играх с пальцами звучание вашего голоса должно быть особенно выразительным. Нужно произносить слова то повышая, то понижая голос, делая паузы, выделяя слова; движения выполняются синхронно со словами или в паузах. Малыш воспринимает текст лучше, когда взрослый произносит стихи наизусть.  Старайтесь повторять движения не только правой, но и левой рукой, развивая оба полушария ребенка.

В заключение занятия обязательно нужно подвести итог, конечно, в игровой форме.

 

Конспект интегрированного занятия

Цели деятельности педагога:

  1. Образовательная: Обогащать и активизировать словарный запас детей на материале сказки «Маша и медведь» и песен «Машенька-Маша» русская народная  песня, «Хмурый мишка» И.Копыловой.
  2. Воспитательная: Прививать любовь к природе, животным. Развивать внимание, наблюдательность, терпеливость. Воспитывать умение слушать.
  3. Коррекционная: Развивать подвижность органов артикуляции, вырабатывать направленную воздушную струю, обогащать и активизировать словарный запас на материале сказки и посредством песен, формировать фонематический слух. Побуждать детей произносить звук в разной тональности. Развивать умение двигаться ритмично под музыку. Привлечь внимание детей к изменению динамики музыки.
  4. Профилактика плоскостопия путем физкультурных упражнений с обручем.

Материалы и оборудование: игрушки медведь и кукла, зимняя одежда; саночки, деревянные ложки по количеству детей, шапочка мишки, бубенцы; настольная сказка «Маша и медведь».

Раздаточный материал: коричневая гуашь, нарисованные силуэты медведя на бумаге, салфетки.

Ход занятия

  1. Организационный момент – дети встречают игрушку медведя. Рассматривают, здороваются за лапку. Медведь дает детям рули.
  2. Музыкально-ритмическое упражнение «Автобус». Дети под пение взрослых двигаются по залу с рулями в руках. Выполняют действия по показу логопеда. Звукоподражание – «би-би». Останавливаться с остановкой музыки.
  3. Игра на детских музыкальных инструментах. «Саночки» А.Филиппенко. Под исполнение пьесы музыкальным руководителем дети звенят бубенцами. С остановкой музыки прячут бубенцы от медведя за спину.
  4. Двигательное упражнение «Ходьба и бег». Музыка Ломовой. Передавать движением ходьбу медведя и бег девочки Маши.
  5. Логопед за своим столом показывает и рассказывает сказку «Маша и медведь». Дети выполняют задания логопеда – звукоподражают рычанию медведя и говорят «ау», как Маша.
  6. Танец – игра на ложках под аудиозапись «Медвежата хороши» автор Е. Котышева на головы детей родители надевают шапочки медведей.
  7. Дети садятся на стульчики перед  музыкальным  руководителем. Песня «Хмурый мишка» исполняется педагогами. Детей побуждают подражать рычанию медведя, топать ногами под музыку.
  8. Песня «Машенька-Маша». Малыши с помощью взрослых надевают кукле шубку, шапку, шарф, варежки. Под пение музыкального руководителя по очереди катают куклу на санках. В конце показывают руками, как кукла скатилась с горки со словами «Ух!».
  9. Рисование. Педагог-логопед раздает  на каждого ребенка лист бумаги с нарисованным силуэтом медведя. Дети комкают небольшие листочки бумаги, обмакивают в гуашь и печатают внутри контура.
  10. Танец «Мишка с куклой». Дети с родителями выполняют танцевальные движения по тексту песни.
  11. Физкультурное упражнение с обручами. Без обуви боковым приставным шагом двигаются по обручу с помощью мам. Затем выполняют прыжки в обруч и из обруча. Педагог-логопед поднимает обруч, приглашает зайти к нему в домик и выйти из домика.
  12. Медведь и кукла прощаются с детьми, напоминая. Чем дети занимались на занятии.
Категория: Статьи | Добавил: Evita (17.10.2015) | Автор: Чистякова Юлия Александровна
Просмотров: 6002 | Теги: логопед, Интегрированное занятие | Рейтинг: 5.0/6

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Картотека картинок для камешков Марблс – ОВОЩИ

Игры - бродилки на автоматизацию звуков [С], [Ш], [Л], [Р]

Всего комментариев: 0
omForm">
avatar