Главная » Авторские публикации » Статьи |
Автор: учитель - логопед Чистякова Юлия Александровна Интегрированные занятия для детей раннего возраста (от 1 года до 2-х лет) в коррекционно-развивающем центре являются специально организованной формой обучения. По ряду известных причин (отсутствие ясельных групп в муниципальных детских садах, либо отсутствие интегрированных занятий в частных мини-садах), такие занятия проводятся редко, или заменяются на музыкальные и логопедические занятия. В связи с потребностью родителей развивать своих детей от 1 года до 2-х лет, а также актуальностью интегрированных занятий, были составлены примерные конспекты интегрированных занятий для детей раннего возраста совместно музыкальным руководителем и педагогом-логопедом. Процесс интегрированных занятий с детьми от года до двух лет направлен на развитие музыкальных способностей детей и подготовку речевого аппарата путем следующих составляющих:
Практика показала, что участие нескольких педагогов в занятии повышает интерес детей к материалу, снижает утомляемость детей и приводит к большей результативности. Приоритетность участия педагогов в занятии определяется его тематикой и теми формами работы, через которые наиболее эффективно могут быть решены задачи закрепления и уточнения соответствующих знаний, умений, навыков детей. Структура интегрированного занятия для детей раннего возраста: Время проведения интегрированного занятия – 40 минут. Чередуются различные виды деятельности. Для достижения оптимальных результатов интегрированного занятия, целесообразно строить его в соответствии с календарно-тематическим планированием и проводить по следующей схеме:
Для организации и проведения эффективных интегрированных занятий используется следующий материал:
У детей раннего возраста ведущая деятельность – предметно-орудийная и отобразительная игра. Все занятия проводятся в игровой форме. Родители помогают малышу выполнять действия «Рука в руке». Занятия повторяются 4 раза. Меняются задачи, приходят разные игрушки. Сохраняется слушание сказки в разных вариантах – иллюстративном, кукольном, настольном, пальчиковом. Так же сохраняется музыкальный репертуар, но ставятся разные задачи. Игрушки, подобранные по величине, форме, цвету, количеству, являются прекрасным средством развития личности маленьких детей. Дидактические игрушки (пирамидки, домики с разными формами, игры с пуговицами, шнурами, молниями, кубики, крупный конструктор и т.д.) обогащают чувственный опыт малышей, учат их мыслить. В таких практических действиях, как соединение, разъединение, нанизывание предметов, развиваются мыслительные операции – анализ, синтез, обобщение. Дидактические игрушки развивают у детей мелкую моторику, вызывают желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия. Игры с предметами ставят ребенка перед необходимостью запоминать и воспроизводить способы действия, которые были показаны взрослыми, то есть, развивают память и воображение. Сенсорный опыт детей – основа познавательного развития. При организации игр детей с предметами, необходимо придерживаться двух принципов: 1. Посильность требований. 2. Постепенность усложнения. Особое значение в плане воспитания здорового и физически развитого малыша имеют подвижные игры. Дети познают мир ползая, лазая, бегая. Ребенок учится владеть своим телом. Подвижные игры – профилактика плоскостопия, нарушения осанки. С этой целью на занятиях используется ползание и ходьба по скамейке, ползание в тоннеле, ходьба по массажным коврикам и дорожкам и т.д. Для развития речевого аппарата ребенка используются артикуляционная гимнастика и артикуляционные игры. Артикуляционный аппарат малыша только начинает формироваться. Для появления активной речи необходимо побуждать ребенка к произношению и повторению за взрослыми разнообразных звуков и слогов, формировать из них первые слова. Для того чтобы развивать дальнейшее понимание ребенком речи взрослого, надо увеличивать количество понимаемых им слов и предложений. Так, например, следует научить ребенка по слову выполнять определенные движения («сядь», «встань», «возьми», «дай»). Коснемся развития музыкальности ребенка. В современной музыкальной литературе недостаточно доступного материала для раннего возраста. В течение 10 лет собирался музыкальный материал для детей от одного года до двух лет. Это не только соответствующие песенки для малышей, но и пальчиковые игры, игры с пением, игры с детскими музыкальными инструментами, песенки про музыкальные инструменты, и т.д. Конечно, дети второго года жизни не могут петь в силу возраста. Но они могут эмоционально откликаться на музыку разного характера, подпевать окончания слов, звукоподражания, отдельные короткие слова. Игрой на детских музыкальных инструментах развивается ритмическое, динамическое восприятие детей, поддерживается интерес к музыке. Развиваются навыки игры на музыкальных инструментах. В музыкально-ритмических движениях детей учат выполнять несложные танцевальные движения – приседать, выполнять вращательные движения кистями рук, топать, хлопать, прятать и показывать ладошки и т.д. Дети реагируют движением на начало и окончание звучания музыки. Так же малыши учатся танцевать с атрибутами – платочками, ленточками, погремушками, листочками, воздушными шарами и т.д. Все движения выполняются по показу педагога и (или) с помощью родителей. Игры с пальчиками для малышей очень увлекательны. Они просты, эмоциональны и не требуют никаких приспособлений и специальной подготовки. Кроме того, игры с пальчиками способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелкой моторики. Специалисты утверждают, что игры с участием рук приводят в гармоничное соотношение тело и разум, совершенствуют психику. Для формирования двигательных навыков пальцев и кистей рук, к примеру, в Китае, применяются специальные упражнения с каменными и металлическими шариками. В Японии широко распространены упражнения с грецкими орехами. В России известны многие старинные забавы с пальчиками: пестушки, прибаутки, потешки, обращенные к детям младенческого и раннего возраста. Сегодня специалисты возрождают старые забавы, придумывают новые. Ведь пальчиковые игры стимулируют и ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствуют не только знания и опыт многих поколений, но и исследования физиологов. Отечественные ученые (В.М.Бехтерев, М.М.Кольцова, Л.В.Фомина и др.), которые изучали деятельность мозга, психику детей, подтверждают связь движений рук с развитием умственной деятельности и речи. В играх с пальцами звучание вашего голоса должно быть особенно выразительным. Нужно произносить слова то повышая, то понижая голос, делая паузы, выделяя слова; движения выполняются синхронно со словами или в паузах. Малыш воспринимает текст лучше, когда взрослый произносит стихи наизусть. Старайтесь повторять движения не только правой, но и левой рукой, развивая оба полушария ребенка. В заключение занятия обязательно нужно подвести итог, конечно, в игровой форме.
Конспект интегрированного занятия Цели деятельности педагога:
Материалы и оборудование: игрушки медведь и кукла, зимняя одежда; саночки, деревянные ложки по количеству детей, шапочка мишки, бубенцы; настольная сказка «Маша и медведь». Раздаточный материал: коричневая гуашь, нарисованные силуэты медведя на бумаге, салфетки. Ход занятия
| |
Просмотров: 6002 | | |
Логопедические пособия на заказ
|
|
Всего комментариев: 0 | |