Главная » Авторские публикации » Статьи

Основные речевые расстройства детей на логопункте. Клинико-педагогическая характеристика

Автор: учитель - логопед

Конева Екатерина Николаевна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 города Шимановска»

Амурской области

Звукопроизношение у детей 5-ти летнего возраста

(Данные наблюдения)

Цель наблюдения:  

1) Изучить распространенность недостатков произношения отдельных звуков у детей пятилетнего возраста, их исправление без логопедической помощи;

2) Выявить уровень фонематического развития, готовность к звуковому анализу слов.

В исследование были включены дети пятилетнего возраста с различными недочётами звукопроизношения, имеющие нормальный слух и интеллект, и дети того же возраст, но с правильным произношением. Грубых отклонений в области грамматики и лексики у детей не наблюдалось.

Обследование детей с дефектами произношения проходило в форме бесед, ответов на вопросы и использованием специальных альбомов по обследованию речи. Обследовали уровень фонематического восприятия, готовность к анализу звукового состава слова у всех детей.

Для обследования фонематического восприятия предлагались различные задания в игровой форме: узнать и выделить гласный в звуковом ряду; в начале слова; в начале слова в ударном и безударном положении; в середине слова и т.д.; отобрать рисунки на заданный звук. Кроме того обращали внимание как ребёнок воспроизводит слоговой ряд (па-по-пу) с одним согласным и разными гласными, а также часто смешиваемыми согласными (са-ша). Также предлагались картинки с изображением предметов (слова были сложного слогового состава и со стечением согласных (учительница, лекарство и т.д.)

Помимо исследования состояния произношения и фонематического развития, отмечала индивидуальные особенности личности ребёнка.

От родителей получила сведения о ходе общего и речевого развития, об особенностях речевой среды.

Для исследования отбирались дети в средних и старших группах. Всего было изучено 37 детей с нормальной речью и 75 с недочётами произношения. Наблюдение длилось в течение 3-х лет.

Через год все дети подвергались повторному обследованию, в процессе которого добавлялись новые задания по звуковому анализу, такие как подбор слова с определённым звуком и т.д. Результаты ежегодных исследований, состояние звукопроизношения, фонематического восприятия и каждого ребёнка сравнивались между собой, что позволило разграничить возрастные явления в возрасте в речи пятилетних детей от патологического косноязычия.

Обследование показало, что 26 детей имели от 1 до 4 неправильно произносимых звуков, 21 ребёнок от 5 до 8, и 11 человек от 8 и более звуков.

У 37,3% детей недостатки произношения касались только фонетической группы, чаще всего это были сонорные («р», «р′», «л»), а также свистящие или шипящие звуки.

Количество несформировавшихся звуков из одной фонетической группы у них  колебалось от одного (например, «р» горлового или «л» - полумягкий) до шести; 62,7% испытуемых неправильно произносили звуки из двух и более фонетических групп, главным образом шипящих, свистящих и «л», «р».

Все недочёты произношения делились на три категории: замены звуков, искажения и смешения звуков.

Качественный анализ результатов показал, что преобладающим недостатком у детей пятилетнего возраста было искажённое произношение звуков – 62,3% от всех недочётов произношения. Около половины всех искажений отличалось среди свистящих – чаще они были межзубными и боковыми. Причём неправильно произносились все звуки этой группы.

Отмечала, что у детей с межзубным сигматизмом шипящие звуки бывают нижними или боковыми, иногда произносились межзубно или заменялись свистящими. Межзубный уклад языка у многих детей часто распространён на произношение звуков  «л», «н», реже «т′», «д′», «т», «д».

У детей с боковыми свистящими отмечалось боковое произношение звуков «р», «л′», «т′», «д′», «р′», «г′», «к′», «х′». Следовательно, в таких случаях коррекционную работу с ребёнком приходилось начинать с устранения межзубного и бокового сигматизма.

У некоторых детей искажённым произношением звуков отмечались дефекты в строении речевого аппарата или недостаточная подвижность мышц, участвующих в произношении звуков, например, Ангелина Т. – 5 лет: все свистящие, а также звуки «л», «н» и т.д. были межзубными, шипящие – нижними, смягчёнными. При исследовании у неё артикуляционного аппарата отмечалось высокое нёбо, полный (массивный) язык. Именно отклонениями в строении и моторике речевого аппарата можно объяснить неправильное произношение ряда звуков.

У многих отмечались искажения звуков, хотя со стороны речевых органов никаких отклонений не было. Стремясь к нормальному произношению эти дети вырабатывают для некоторых звуков неправильный артикуляционный уклад (боковые свистящие, нижние и боковые шипящие и т.д.).

Кроме того встречались случаи искажённого произношения звуков (чаще по подражанию речи кого-либо из окружающих) в результате, например, речевой среды («р», «р′» - горловые, «л» - двугубный).

25% составили замены звуков. Чаще сонорные «р», «р′», «л», «л′», реже – неопределённый звук, средний между «ы» и «э», иногда звук «и». Например, вместо «рак» получалось «лак». Почти также часто «р», «р′», шипящие – «ш», «ж», «щ» заменялись соответственно свистящими звуками «с», «з», «с′», гораздо реже подвергались заменам звуки «ч», «л». Замена свистящих звуков, а также «л′», «й», «к», «г», нарушения звонкости согласных не являются типичными для пятилетних детей.

Большинство детей пятилетнего возраста, заменявших шипящие свистящими, а «р», «р′» звуками «л», «л′», и при выяснении состояния фонем восприятия допускали специфические ошибки и испытывали различные затруднения в овладении звуковым анализом слова.

Более низкий уровень фонематического развития (сравнительно с теми, кто заменял сонорные «р», «р′») отмечался у детей заменяющих шипящие звуки.

Третье место по распространённости занимали смешение акустически и артикуляционно сходных звуков, всего 17,2% от числа всех неправильно произносимых звуков. Больше всего смешений отмечалось в группе шипящих и свистящих – 80,6%. Чаще смешивались «ч», «щ» (особенно «ч») с оппозиционной «ц» и «с′». 19,4% смешений наблюдалось в группе сонорных: «л′» → «й», «л» → «р», «л′» → «р′». Там, где у детей наблюдалось смешение звуков, там наблюдалось и снижение фонематического восприятия.

Как я уже указывала, меня интересовали возможности преодоления недочётов произношения и отставание детей в фонематическом развитии без логопедической помощи.

Дети старших, средних групп:

  • 37 детей с нормальной речью,
  • 75 детей с недочётами произношения,
  • 26 детей от 1 до 5 неправильно произносимых звуков,
  • 21 ребёнок – 5-8 звуков,
  • 28 детей – 8 и более звуков
  1. 37,7% - 1 фонетическая группа, чаще это были сонорные («р», «р′», «л»), свистящие («с», «с′», «з», «з′»),
  2. 62,7% - неправильно произносимые звуки из двух и более фонетических групп (шипящие, свистящие и соноры), от 5 и более нарушенных звуков

Данные показали, что преобладающим недостатком у детей пятилетнего возраста было искажение звуков – 62,3%.

Чаще свистящие межзубные и боковые, при межзубном сигматизме шипящие нижние или боковые. Причины в отклонении строения артикуляционного аппарата, но иногда артикуляционный аппарат в норме.

Замены свистящих звуков, а также «л′», «й», «к», «г», нарушения звонкости не являются типичными для пятилетних детей. Когда замена шипящих свистящими, а «р», «р′» заменяются на «л», «л′», «й» - наблюдается более низкий уровень фонематического развития.

Смешение звуков – 17,2%. Шипящие и свистящие звуки – 80,6%, сонорные звуки – 19,4%. Логопедическая помощь обязательна.

Искажённое произношение звуков: межзубные свистящие, нижние шипящие, «р» - одноударный, «л» - полумягкий и др. в большинстве случаев не сопряжено с нарушением слухового восприятия и не отражается на обучение детей грамоте.

Замена «р», «р′» неопределёнными звуками, средними между «ы», «э» или «и», «э», также не является показателем снижения уровня слухового восприятия у детей. Коррегируется обычными логопедическими приёмами.

Замена звуков «р», «р′» сходными «л», «л′» сопровождается вторичными затруднениями в слуховом восприятии, но преодолевается детьми без логопедической помощи (когда эти замены распространены только на указанные звуки).

Категория: Статьи | Добавил: Evita (21.01.2015) | Автор: Конева Екатерина Николаевна
Просмотров: 3627 | Теги: логопед | Рейтинг: 4.9/10

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Игровое логопедическое пособие на автоматизацию звуков [Р], [Рь].

Игры - бродилки на автоматизацию звуков [С’], [С], [З’], [З], [Ц], [Ж], [Ч], [Щ]...

Всего комментариев: 0
omForm">
avatar