Главная » Авторские публикации » Статьи |
Комплексное коррекционно-логопедическое воздействие в работе с детьми – дошкольниками.
Поработав в муниципальном дошкольном образовательном учреждении общеразвивающего вида в течение десяти лет, можно сделать вывод, что количество детей с нарушениями речи из года в год неуклонно растёт. Если в 2000 – 2001 учебном году на логопедическом учёте стояли 30% детей старшего дошкольного возраста, то сейчас в помощи логопеда нуждаются 70% детей.
Наличие у ребёнка нарушений речи сказывается на психическом развитии ребёнка, оказывает влияние на школьное обучение. Речевая патология развивает неуверенность в себе, внутренний дискомфорт.
Своевременное устранение речевых недостатков имеет большое значение для дальнейшего развития ребёнка. Большая доля успешности коррекции речи детей напрямую зависит от логопедической подготовки взрослых.
Одним из условий комплексного коррекционно-логопедического воздействия является высокий профессиональный уровень готовности воспитателей к работе с детьми, имеющими нарушения речи.
Большая роль отводится семье, где для ребёнка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, получал от них новые знания, обогащал свой словарный запас, учился строить предложения, правильно и чётко произносить звуки и слова, умел передавать содержание небольших рассказов и сказок.
Успешность коррекционно-логопедического воздействия во многом определяется тем, насколько правильно организуется преемственность в деятельности логопеда и родителей. Работа высоко квалифицированного логопеда не даст положительных результатов, если родители не будут участвовать в учебном процессе. В настоящее время в логопедической практике существуют апробированные стабильные формы работы с родителями, которые с успехом применяются и являются вполне эффективными.
Можно выделить общие и частные задачи, стоящие перед всеми субъектами коррекционного процесса.
Общие задачи сводятся к обеспечению своевременной и адекватной диагностической, коррекционно-педагогической и профилактической помощи дошкольникам с проблемами в речевом развитии.
Частные задачи достаточно специфичны для каждого из участников. Так, учитель-логопед должен выявлять детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-логопедической помощи, определять уровень речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологические особенности таких детей и разрабатывать направления и содержания помощи каждому из них. Проводить профилактическую и коррекционно-логопедическую работу с детьми в соответствии с их индивидуальными и групповыми программами, оценивать результаты работы и определять степень готовности к школьному обучению, помогать сотрудникам ДОУ и родителям в создании полноценной речевой среды, координировать усилия педагогов и родителей, в контроле за качеством их работы с детьми.
Воспитатели закрепляет приобретенные знания, отрабатывает умения до автоматизированных навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей (в игровую, трудовую и учебную деятельность), в содержание других занятий (математика, изобразительная деятельность, развитие речи и ознакомление с окружающим путем наблюдений за явлениями природы и общественной жизнью), а также в режимные моменты.
Задачи родителей заключаются в создании условий, благоприятных для общего и речевого развития детей в семье, в обеспечении полноценной речевой среды, в проведении целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и коррекции недостатков.
Только при тесной взаимосвязи воспитания ребенка в детском саду и семье создаются наиболее благоприятные условия для формирования личности ребенка. Чтобы грамотно воспитывать ребенка, необходимо единство воспитательных воздействий на ребенка со стороны всех взрослых, учет возрастных и индивидуальных способностей ребенка.
В связи с этим, мы работаем в тесном сотрудничестве с воспитателями дошкольного учреждения и родителями. Работу с воспитателями осуществляем через «Тетрадь сотрудничества логопеда и воспитателя». Данная тетрадь содержит задания для индивидуальной работы воспитателя с детьми по формированию правильного звукопроизношения и закреплению знаний, полученных на занятиях с логопедом.
Работа с родителями осуществляется через «Тетрадь для домашних заданий по логопедии».
Данную форму работы мы рекомендуем детям старшего дошкольного возраста. Это способствует:
- развивать у детей с нарушением речи способность к саморегуляции поведения и проявления волевых усилий.
- формировать запас знаний, умений и навыков, которые станут базой для дальнейшего обучения в школе.
- формировать навыки произносительной стороны речи и речевого общения.
- развивать наглядно-образное мышление, формировать словесно-логическое мышление, умение сравнивать, анализировать и на основе анализа делать простейшие выводы и умозаключения.
Речевой материал для коррекции звукопроизношения подобран с учётом онтогенетического принципа формирования звуков, степени и тяжести речевого дефекта, индивидуального подхода, сознательности усвоения речевого материала. Реализован на материале слогов, слов, предложений, стихотворений, небольших рассказов.
Данная форма работы имеет следующие особенности:
- Исправление звукопроизношения начинается с автоматизации свистящих звуков.
- В работе с ребёнком взрослый вправе менять порядок слов в связи с индивидуальными особенностями произносительной стороны ребёнка.
- Речевой материал на все этапы автоматизации и дифференциации звуков (изолированно, в слогах, слове, словосочетании, предложении) проверен на практике и не вызывает определённых трудностей: у взрослых – при подборе материала, у детей – трудностей при исправлении нарушения звукопроизношения.
- Автоматизируемый звук находится в трёх позициях: в начале слова, середине, конце слова.
Все упражнения, которые мы описываем в «Тетради сотрудничества логопеда и воспитателя» и в «Тетради для домашних заданий по логопедии», ребёнок выполняет сначала под контролем учителя-логопеда, в группе, с воспитателем, и дома, под контролем родителей.
Необходимым условием для правильной речи ребёнка является правильная, отчётливая, неторопливая речь окружающих взрослых людей. Это тот образец, которому ребёнок следует в процессе овладения правильным произношением звуков.
В речевой материал включены игры на развитие фонематического слуха, речевого дыхания, связной речи, мелкой моторики, обогащение словарного запаса.
Речевой материал разделён на несколько групп:
1. Подготовительные упражнения (артикуляционная гимнастика, правильная установка органов артикуляции, подготовительные упражнения для произношения звуков).
2. Упражнения для развития речи (обогащение словарного запаса, развитие связной речи, развитие речевого дыхания, развитие фонематического слуха, звукового анализа).
3. Упражнения, направленные на коррекцию звукопроизношения (на этапе автоматизации звука в слогах, словах, предложения, текстах; на этапе дифференциации звуков).
Совместная деятельность специалистов ДОУ и семьи направлена на конечный результат, который предполагает: понимание родителями своей активной роли в сотрудничестве; координацию усилий детского сада и семьи, устранение противоречий и создание однородной воспитательной и развивающей среды.
| |
Просмотров: 6093 | Комментарии: 1 | | |
Логопедические пособия на заказ
|
|
Всего комментариев: 1 | |
2
| |