Главная » Авторские публикации » Статьи

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя - логопеда ДОУ

Разработала: учитель – логопед Емельянцева Ольга Николаевна

МБДОУ ДС «Ромашка», Курганская область, город Петухово

Здоровьесбережение как необходимая составляющая занятий учителя - логопеда с детьми с речевой патологией в доу.

Важнейшими условиями восстановления правильной речи у детей с речевой патологией – это плавный спокойный выдох и четкая ненапряженная артикуляция. Стоит отметить, что обязательным условием является отсутствие органических и механических повреждений органов речи.

Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Как правило, у детей с речевой патологией дыхание поверхностное,, аритмичное, «неполное». Упражнения дыхательной гимнастики, используемые на занятиях логопеда, помогают выработать диафрагмальное дыхание, силу и правильное распределение выдоха.

Примеры упражнений:

1. «ЧАСИКИ»

Часики вперед идут, за собою нас ведут.

И.п. – стоя, ноги слегка расставлены.1 – взмах руками вперед – «тик»(вдох); 2 – взмах руками назад – «так»(выдох) 10-15 раз.

2. «ПЕТУХ»

Крыльями взмахнул петух, всех нас разбудил он вдруг.

И.п. – встать прямо, ноги врозь, руки опустить.1 – поднять руки в стороны (вдох); 2 – хлопнуть руками по бедрам «ку-ка-ре-ку» (выдох) 5-6 раз.

3. «НАСОС»

Накачаем мы воды, что бы поливать цветы.

И.п. – о.с 1 – наклон туловища в сторону (вдох); 2 – руки скользят, при этом громко произносить звук «с-с-с» (выдох) 10-12 раз

 

Для выработки правильных, полноценных движений и определенных положений артикуляционных органов, нужных для правильного произношения звуков используется артикуляционная гимнастика. Именно с её помощью вырабатывается сила голоса, его темп и точность. Основная её задача: отработка определенных положений рта, губ, языка. С правильно подобранными упражнениями поставить  звук становится проще, артикуляционный уклад формируется быстрее, речевое развитие идет ускоренно.

Примеры упражнений:

1. Открыть рот и подержать открытым (а - а - а - а), закрыть.

2. «Заборчик» - губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы.

3. «Хоботок» - губы вытянуты вперёд трубочкой.

4. «Лопатка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 - 15 секунд.

5. «Иголочка» - рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперёд. Чередовать «Лопатка» - «Иголочка».

6. «Часики» - рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

7. «Качели» - движение языка: нос - подбородок.

 

В работе учителя  - логопеда особое место отводится упражнениям на развитие движений пальцами, данный комплекс упражнений именуется пальчиковой гимнастикой. Задания на развитие мелкой моторики являются мощным методом развития детей с речевой патологией.

Примеры упражнений:

Если пальчики грустят –

Доброты они хотят.                    пальцы плотно прижимаем к ладони

Если пальчики заплачут –

Их обидел кто-то значит.        трясем кистями

Наши пальцы пожалеем –

Добротой своей согреем.        «моем» руки, дышим на них

К себе ладошки мы прижмем,        поочередно, 1 вверху, 1 внизу.

Гладить ласково начнем.        гладим ладонь другой ладонью

Пусть обнимутся ладошки,

Поиграют пусть немножко.             скрестить пальцы, ладони прижать

пальцы двух рук быстро легко стучат

Каждый пальчик нужно взять

И покрепче обнимать.        каждый палец зажимаем в кулачке

 

При появлении утомления, снижении работоспособности, при потере интереса и внимания ребенка на занятии используются двигательно – речевые физкультминутки и игровая гимнастика ( логопедическая ритмика).

Пример упражнений:

«Куда?»

 (работа над интонацией).

Куда? (резко вверх) 

Остановитесь!  (Стоп! – закрутка).

Куда? Куда?

Вернитесь! (требовательный жест рукой к себе).

Не смейте убегать! (естественное движение).

 «Говорим вместе»

 (работа над темпом речи)

По лестнице вверх тихо иду.

С лестницы вниз быстро бегу.

Дети представляют,  как поднимаются по лестнице вверх, показывают движения на месте, высоко поднимая ножки, согнутые в коленях. Быстро бегут в круг.

 

Вывод:

Проводимая работа показывает, что использование здоровьесберегающих технологий на коррекционных логопедических занятиях позволяет решить несколько задач:

• Способствует повышению речевой активности;

• Развивает речевые умения и навыки;

• Снимает напряжение, восстанавливает работоспособность;

• Активизирует познавательный интерес;

• Улучшает концентрацию внимания, снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другой. Развитие мелкой, общей и артикуляционной моторики.

Категория: Статьи | Добавил: Evita (26.02.2020) | Автор: Емельянцева Ольга Николаевна
Просмотров: 329 | Теги: здоровьесберегающие технологии, логопед, Статья | Рейтинг: 4.0/1

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Игры - бродилки на автоматизацию звуков [С’], [С], [З’], [З], [Ц], [Ж], [Ч], [Щ]...

Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам

Всего комментариев: 0
avatar