22:25 Тема № 24. Звук и буква Э | |
Коррекционно-развивающие задачи. Учить ребенка выделять из ряда слово, отличающееся от остальных по слоговой структуре. Учить различать одушевленные и неодушевленные предметы, учить задавать соответствующие вопросы: кто это? что это? Научить ребенка четко произносить звук [Э]. Упражнять ребенка в произнесении слов сложной слоговой структуры. Учить читать предложения, соблюдая повествовательную и вопросительную интонации. Научить ребенка отражать вопросительную и повествовательную интонации на письме при помощи точки и вопросительного знака. Задание 1. Взрослый произносит ряд слой, а ребенок слушает внимательно и называет слово, которое отличается от остальных по своей слоговой структуре: мак — бак — так — банан; сом — ком — индюк — дом; лимон — вагон —кот — бутон; мак — рак — веник — бак. Задание 2. Знакомство со звуком [Э]. Отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке: Живет без тела, Говорит без языка. Никто его не видит, А всякий слышит. (Эхо) Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Э]: — губки в улыбке; — зубки сближены; — широкий кончик языка касается нижних зубов, спинка языка приподнята; — горлышко «работает». Символ звука [Э]: девочка укоризненно говорит котенку: «ЭЭЭ...» Характеристика звука [Э]: звук [Э] — гласный, его можно петь (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха). Обозначение: красный кружок. Задание 3. Фонетическое упражнение. Что говорят рыбаки, когда рыба срывается с крючка? «Ээ...х!» Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Э}»: э, а, э, у, о, э...; эх, ах, ух, эх...; Эмма, Анна, Эдик, эхо, Оля. Задание 5. Повторить за взрослым серию слогов: птэ-ктэ-бдэ-гдэ; ктэ-бдэ-гдэ-птэ. Задание 6. Найти лишнее слово в ряду (по наличию или отсутствию звука [Э]): автобус, эхо, апельсин, арбуз; это, эхо, Эдик, усики. Задание 7. Вспомнить имена людей, начинающиеся на звук [Э] (Элла, Эдик, Эдуард, Элеонора, Эмма). Задание 8. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Э]. Задание 9. Проговорить с ребенком по слогам сложные по слоговой структуре слова, объясняя ему значение этих слов. Разделить слова на слоги. Найти самое длинное и самое короткое слово. По возможности, составить с каждым словом предложение: эквилибрист, эскадра, электросварщик, электровоз, электроутюг, экскурсовод, электромонтер, экипаж, электроприбор, эвкалипт, элеватор. Задание 10. Объяснить ребенку, что все одушевленные предметы отвечают на вопрос: кто это?, а неодушевленные предметы — на вопрос:что это? Учить задавать вопросы к одушевленным и неодушевленным предметам. Продолжить ряд: Кто это? Это девочка, кошка, собака... Что это? Это машина, стол, куртка... Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по признаку одушевленности или неодушевленности предметов): машина, самолет, стол, дедушка; ворона, соловей, стул, корова. Задание 11. Знакомство с буквой Э. Буква Э открыла рот: То ль зевает, то ль поет. О.Гофман На что еще похожа буква Э? Буква Э из пальцев: большой и указательный пальцы правой руки образуют полукруг, а указательный палец левой руки — «язычок» буквы Э. Игры с буквой. Задание 12. Самостоятельный звуко-слоговой анализ слова Эдик:составление схемы из кружков; выкладывание из букв разрезной азбуки, чтение, списывание. Чтение предложений с соблюдением вопросительной и повествовательной интонации. Запись предложений под диктовку с помощью взрослого с отражением вопросительной и повествовательной интонации на письме (употребление точки и вопросительного знака). Это кто? Это кот. Это кто? Это Эдик. Это кто тут? Это муха. | |
|
Логопедические пособия на заказ
|
|
Всего комментариев: 0 | |