Главная » Авторские публикации » Конспекты занятий

Занятие по развитию грамматического строя речи. Тема: "Вокруг света"

Подготовила учитель - логопед 

Смирнова Елена Александровна

МБДОУ "Детский сад № 145" город Дзержинск

Цель: Систематизировать знания о транспорте.

 

Образовательные задачи:

 

  1. Закрепить знания детей о транспорте;
  2. Уточнить понятия: транспорт, наземный, подземный, водный, воздушный;
  3. Упражнять в подборе прилагательных к существительным;
  4. Учить образовывать приставочные глаголы;
  5. Учить составлять из слов предложения;
  6. Обогащать и активизировать словарь по теме;

 

Коррекционно-развивающие задачи:

 

  1. Развивать общую и мелкую моторику рук.
  2. Обращать внимание детей на правильное звукопроизношение.
  3. Способствовать развитию мышления, памяти, внимания.
  4. Способствовать развитию ориентировки в пространстве.

 

Воспитательные задачи:

 

  1. Воспитывать интерес к развивающим играм.
  2. Воспитывать у детей умение слушать ответы товарища, не перебивать.
  3. Способствовать проявлению речевой инициативы у малоактивных детей.

 

Материалы:

 

  • Игрушки: 2 мотоцикла, 2 машины, 2 самолёта, 2 вертолёта, 2 катера, 2 поезда.
  • Мольберт.
  • Рисунок с изображением гаража, моста, перекрёстка, стоянки.
  • Маленькая плоскостная машина.
  • Лото «Транспорт» с карточками на липучках.

 

Пропедевтическая работа, связь с другими видами деятельности:

  • Беседа о профессиях, связанных с транспортными средствами.
  • Знакомство со стихами о транспорте.
  • Отгадывание и заучивание загадок о транспорте.
  • Беседы о правилах поведения на дорогах города.
  • Аппликация и рисование по теме транспорт.
  • Экскурсия к перекрёстку.
  • Рассматривание иллюстраций с транспортом.

 

Ход занятия

Организационный момент:

- Сядет на место тот, кто стоит перед Катей, за Данилой, справа от Валеры, слева от Андрея и т.д.

Дети по очереди садятся на свои места.

 

Основная часть:

- Ребята, вы любите путешествовать?

- Как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие?

 

Если дети затрудняются вспомнить какой-либо вид транспорта, задаются наводящие вопросы.

 - На чем мы будем путешествовать по реке, морю?

 - Как нам добраться до страны, которая находится очень далеко?

- Правильно, на всём этом транспорте можно путешествовать, ездить отдыхать, быстро передвигаться из одного места в другое.

- А, вы знаете, что все виды транспорта делятся на четыре группы:

  • Наземный,
  • Подземный,
  • Водный,
  • Воздушный.

Одновременно с называнием, выставляются карточки из серии «Лото – транспорт».

- Ребята, как вы думаете, почему они именно так называются?

Рассуждения детей.

- Правильно. Наземный транспорт, тот, что ездит по земле; подземный – под землёй; водный – ходит по воде; воздушный – по воздуху.

- А теперь давайте поиграем в «Лото».

Игра «Лото – транспорт»

- По очереди подходите, берите карточки и ставьте их на соответствующее поле.

 

Дети по очереди подходят к столу у доски, берут любую карточку и располагают её на соответствующем поле.

Объясняют свой выбор.

 

- Молодцы. Все карточки расставлены правильно. А теперь я буду убирать по одной карточке, а вы называйте, чего не стало.

 

Игра  «Назови,  чего не стало»

- Мы с вами хорошо играли, а теперь пора отдохнуть. Я вам предлагаю отправиться в путешествие на автобусе.

 

Физкультминутка «Автобус»

Мы в автобус дружно сели,  Садятся на корточки

И в окошко посмотрели.   Смотрят по сторонам.

Наш шофер педаль нажал –   Правой ногой нажимают.

И автобус побежал. Разбегаются по группе.

Стихотворение читается ещё раз.

При повторном чтении дети бегут к стульчикам.

 

- Ребята пока мы с вами отдыхали, на наших столах появились игрушки различного транспорта. (На стол каждого ребёнка во время физкультурной минутки ставится игрушка любого вида транспорта)

Назовите ваш транспорт и расскажите, какой он?

 

Игра:  «Назови какой, какая?»

Дети отвечают, используя как можно больше прилагательных.

 

- Молодцы! Теперь я всё знаю о вашем транспорте. А сейчас мне бы хотелось проверить вашу внимательность. Давайте поиграем в игру «Четвертый - лишний».

Автобус, трамвай, самолет, автомобиль.

Катер, лодка, мотоцикл, пароход.

Троллейбус, велосипед, метро, трамвай.

 

- Вы правильно отвечали, и я вам покажу сейчас свой сюрприз.

На мольберт выставляется карта с изображением гаража, моста, перекрёстка, стоянки.

- У меня есть маленькая машинка, которая любит ездить по этому городу.

Хотите вместе с ней прокатиться?

Помогайте мне, я буду показывать, а вы рассказывайте.

  • Машина из гаража... (выезжает)
  • Вокруг гаража... (объезжает)
  • Машина с моста... (съезжает)
  • Машина перекрёсток... (переезжает)
  • Машина от стоянки... (отъезжает)
  • Машина в гараж... (въезжает)

А теперь пора поиграть нашим пальчикам.

 

Пальчиковая гимнастика «Транспорт»

Различный транспорт перевозит Дети поочерёдно соединять все пальчики с большим пальцем.

Людей и грузы каждый час

По городам и в деревнях,

И под землёй, и на морях,

В пустыне, даже в небесах.

 

- Ребята, я приготовила для вас  различные предложения, но слова в них перепутались. Поможете мне разобраться?

 

Игра «Составь предложение»

Машина, ехать, дорога.

Самолёт, небо, летит, высоко.

Большой, волны, корабль, плывёт.

Едет, тропинка, велосипедист.

Дети составляют предложения.

 

Заключительная часть:

Ребята мы сегодня с вами  поиграли в разные игры, узнали много нового. А в какие игры вам понравилось играть больше всего?

Почему?

Ответы детей.

 

Ещё по данной теме:

"Звуки [А], [У]". Конспект подгруппового занятия для детей старшего возраста группы компенсирующей направленности с ТНР

«Веселое путешествие». Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы. Лексическая тема «Транспорт»

Тема: ТРАНСПОРТ

Тема «Транспорт». Старшая группа

Тема «Транспорт. Правила дорожного движения». Подготовительная группа

Категория: Конспекты занятий | Добавил: Evita (03.09.2014) | Автор: Смирнова Елена Александровна
Просмотров: 8971 | Теги: ТНР, ЛГНР, Грамота, транспорт | Рейтинг: 4.4/9

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Речевая карта с демонстрационным материалом для ребёнка 2-3 лет

Картотека упражнений для артикуляционной гимнастики

Всего комментариев: 0
omForm">
avatar