Главная » Авторские публикации » Статьи |
Подготовила: логопед Романова Ирина Андреевна ГБУЗ НСО "Городская детская клиническая больница скорой медицинской помощи"
Психомоторная коррекция – это методика воздействия на сенсомоторный уровень, который является базой для формирования высших психических функций (внимания, памяти, речи). Через различные виды движений создаются базовые предпосылки для полноценного освоения процессов чтения, письма, счёта. Большая часть отклонений в психоречевом развитии детей связана с нарушением онтогенеза психомоторного развития в возрасте от зачатия до 3 лет. Традиционные методы коррекции часто не приносят результатов, не позволяют воздействовать на дефект психической деятельности ребёнка непосредственно, по типу «симптом – мишень». Комплексная методика психомоторной коррекции, учитывая общие закономерности онтогенеза, воздействует на сенсомоторный (базальный) уровень и активизирует развитие всех высших психических функций (ВПФ), в т.ч. речи. Автор методики «Психомоторная коррекция» - К. П. Н. Анна Владимировна Семенович. Методологически «Психомоторная коррекция» опирается на современные (по Александру Романовичу Лурия) представления о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации ВПФ в онтогенезе, а методически – на адаптированный вариант базовых телесно-ориентированных, театральных и иных психотехник применительно к детскому возрасту. Описание методики Методика представляет собой трёхуровневую систему: 1. Уровень активизации, энергоснабжения и статокинетического баланса психических процессов (уровень ощущений и управления собственным телом). Дисфункции, возникающие на этом уровне, проявляются в быстрой истощаемости, мышечных дистониях, треморе, общей неловкости. Базовыми упражнениями этого уровня являются:
Лёжа на спине («растяжки», «велосипед», «качалка», «брёвнышко», ползанье на спине. Лёжа на животе («лодочка», ползанье на животе, на четвереньках). Сидя («бабочка», «лягушка»). Стоя (разминочные упражнения для шеи, плеч, рук, корпуса, ног).
Достигается путём первоначальной фиксации одних органов (рук, языка) и движения других (глаз), затем осуществляются однонаправленные и разнонаправленные движения. Сначала отрабатываются глазодвигательные упражнения (лёжа, сидя, стоя) вверх, вниз, в стороны, далеко, близко; опознавание нарисованных в воздухе фигур, букв, цифр.
2. Уровень операционального обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним миром (уровень владения телом и пространством). Дисфункции, возникающие на этом уровне, проявляются в недостаточно точных движениях, несформированности пространственных представлений. Базовыми упражнениями этого уровня являются:
Нижняя зона «пустыня»: «перекати-поле», «змея», «скорпион». Средняя зона «животные»: «заяц», «лиса», «медведь», «лошадь». Верхняя зона «птицы»: «синица», «орёл».
Рисование в воздухе, на доске двумя руками в одну сторону и зеркально (вертикальные, горизонтальные, наклонные, круги, овалы, знак бесконечности. Игры «зеркало», «тень», этюды по согласованным движениям «пилка дров», перемотка ниток», перетягивание каната».
3. Уровень произвольной регуляции и смыслообразующей функции психомоторных процессов (уровень программирования, регуляции и контроля собственной деятельности). Дисфункции, возникающие на этом уровне, проявляются в несформированности произвольной саморегуляции, трудностях самоконтроля, отсутствии навыков совместных действий, эмоционально-личностной неадекватности. Решение задач 3 уровня не является отдельной проблемой в психомоторной коррекции. В большей или меньшей степени необходимость произвольной регуляции есть при выполнении любой деятельности, любых произвольных движениях. Напомним, что у детей к произвольным относят движения, осуществляемые по устной команде. На этом уровне через различные упражнения и игры отрабатываются правила игры, принятие ребёнком роли, формируются коммуникативные навыки (игры «тоннель», «сиамские близнецы», «слепой и поводырь», «тачка», «паровоз», «липучка» и др.). Развитие произвольного внимания и памяти осуществляется через упражнения и игры, направленные на переключение, преодоление стереотипа, например: «запретная цифра», «запретное движение». Формирование синестезий и произвольная саморегуляция зрительных, слуховых, тактильных, обонятельных, вкусовых, кинестетических представлений и синестетических образов (пейзаж, сценка, образ, изменяющийся во времени). Задание должно формулироваться так: «Представьте себе…», и может выполняться с закрытыми глазами. Система наказаний и поощрений – это необходимое условие закрепления данного уровня. Наказание: выбывание из игры, «скамья запасных», лишение поощрения. Поощрение: призы, похвала, привилегии в игре, роль ведущего.
Особенности проведения занятий в условиях дневного стационара. Занятия по методике Психомоторная коррекция осуществляется в форме групповых занятий. Формирование групп осуществляется в начале курса занятий с учетом возраста, психоречевых особенностей и уровня сформированности моторных функций детей, посещающих стационар в данное время. В коррекционный процесс единовременно включаются упражнения 1,2 и 3 уровней методики. Количество и длительность использования тех или иных методов меняется в разных группах в зависимости от уровня сформированности моторных функций детей, посещающих стационар в данное время. Продолжительность занятия – 20-25 минут в группах детей численностью 6 человек. Программа рассчитана на 12 занятий, 6 из которых – это практические занятия, которые проводятся специалистом. Также родители получают домашнее задание для развития и закрепления навыков, полученных детьми на занятиях. На самостоятельную работу отводится 6 часов. В начале курса занятий родителям выдаётся памятка о методике «Психомоторная коррекция». Родители присутствуют на занятиях. Т.о. идёт обучение родителей коррекционным приёмам.
Оценочные материалы. Определение результативности работы по программе осуществляется посредством мониторинга знаний, умений, навыков. Диагностика проводится дважды (в начале курса занятий и в конце) посредством заполнения протоколов обследования уровня психомоторного развития. Критериями оценки эффективности разработанной системы работы с использованием методики психомоторной коррекции являются:
В положительной динамике можно условно выделить 3 степени:
Примерная структура занятия:
Приводим план занятия для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. План занятия «Цифры»:
Шаги, прыжки на двух и одной ноге с прямым и обратным счётом, по чётным и нечётным, введение запретной цифры, припоминание своей цифры.
Памятка родителям Уважаемые родители, мы хотим ответить на наиболее часто задаваемые вами вопросы: Что такое психомоторная коррекция? Психомоторная коррекция – это методика воздействия на сенсомоторный уровень, который является базой для формирования высших психических функций (внимания, памяти, речи). Через различные виды движений создаются базовые предпосылки для полноценного освоения процессов чтения, письма, счёта. Зачем нужна психомоторная коррекция? Большая часть отклонений в психоречевом развитии детей связана с нарушением онтогенеза психомоторного развития в возрасте от зачатия до 3 лет. Традиционные методы коррекции часто не приносят результатов, не позволяют воздействовать на дефект психической деятельности ребёнка непосредственно, по типу «симптом – мишень». Комплексная методика психомоторной коррекции, учитывая общие закономерности онтогенеза, воздействует на сенсомоторный (базальный) уровень и активизирует развитие всех ВПФ, в т.ч. речи. Кто автор методики «Психомоторная коррекция»? Автор методики «Психомоторная коррекция» - к.п.н. А.В. Семенович. Методологически «Психомоторная коррекция» опирается на современные (по А.Р. Лурия) представления о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации ВПФ в онтогенезе, а методически – на адаптированный вариант базовых телесно-ориентированных, театральных и иных психотехник применительно к детскому возрасту. Какие упражнения входят в эту методику? Методика представляет собой трёхуровневую систему: 1. Уровень активизации, энергоснабжения и статокинетического баланса психических процессов (уровень ощущений и управления собственным телом). Дисфункции, возникающие на этом уровне, проявляются в быстрой истощаемости, мышечных дистониях, треморе, общей неловкости. Базовыми здесь являются дыхательные упражнения, самомассаж, релаксационные упражнения, упражнения, направленные на повышение устойчивости, развитие целостного образа тела. 2. Уровень операционального обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним миром (уровень владения телом и пространством). Дисфункции, возникающие на этом уровне, проявляются в недостаточно точных движениях, несформированности пространственных представлений. Сюда включаются упражнения, направленные на развитие чувства ритма, формирование пространственных представлений, формирование реципрокных (разнонаправленных) координаций, развитие общей и ручной ловкости, внимания. 3. Уровень произвольной регуляции и смыслообразующей функции психомоторных процессов (уровень программирования, регуляции и контроля собственной деятельности). Дисфункции, возникающие на этом уровне, проявляются в несформированности произвольной саморегуляции, трудностях самоконтроля, отсутствии навыков совместных действий, эмоционально-личностной неадекватности. На этом уровне через различные упражнения и игры отрабатываются правила игры, принятие ребёнком роли, формируются коммуникативные навыки, развивается произвольное внимание и память. | |
Просмотров: 2679 | | |
Логопедические пособия на заказ
|
|
Всего комментариев: 0 | |