Главная » Авторские публикации » Статьи

Методические рекомендации для специалистов по использованию методики "Психомоторная коррекция" в условиях дневного стационара

Подготовила: логопед Романова Ирина Андреевна

ГБУЗ НСО "Городская детская клиническая больница скорой медицинской помощи"

 

Психомоторная коррекция – это методика воздействия на сенсомоторный  уровень, который является базой для формирования высших психических функций (внимания, памяти, речи). Через различные виды движений создаются базовые предпосылки для полноценного освоения процессов чтения, письма, счёта.

Большая часть отклонений в психоречевом развитии детей связана с нарушением онтогенеза психомоторного развития в возрасте от зачатия до 3 лет. Традиционные методы коррекции часто не приносят результатов, не позволяют воздействовать на дефект психической  деятельности ребёнка непосредственно, по типу «симптом – мишень».

Комплексная методика психомоторной коррекции, учитывая общие закономерности онтогенеза, воздействует на сенсомоторный (базальный) уровень и активизирует развитие всех высших психических функций (ВПФ), в т.ч. речи.

Автор методики «Психомоторная коррекция» - К. П. Н.  Анна Владимировна Семенович. Методологически «Психомоторная коррекция» опирается на современные (по Александру Романовичу Лурия) представления о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации ВПФ в онтогенезе, а методически – на адаптированный вариант базовых телесно-ориентированных, театральных и иных психотехник применительно к детскому возрасту.

Описание методики

Методика представляет собой трёхуровневую систему:

1. Уровень активизации, энергоснабжения и статокинетического баланса психических процессов (уровень ощущений и управления собственным телом).

Дисфункции, возникающие на этом уровне, проявляются в быстрой истощаемости, мышечных дистониях, треморе, общей неловкости.

Базовыми упражнениями этого уровня являются:

  • дыхательные упражнения. Универсальным приёмом является обучение ребёнка четырёхфазному дыханию (вдох – задержка – выдох - задержка). Следующим этапом в освоении дыхательных упражнений является соединение дыхания и вокализаций, движения рук, ног, глаз.
  • стимулирующие упражнения (хлопки), самомассаж головы, пальцев рук, ушей.
  • релаксационные упражнения с подключением различных сенсорных каналов (музыка, сценарий для релаксации).
  • упражнения, направленные на оптимизацию тонуса (упражнения «огонь – лёд», «росток», «потянулись – сломались»).
  • работа с локальными мышечными зажимами:

  Лёжа на спине («растяжки», «велосипед», «качалка», «брёвнышко», ползанье на спине.

  Лёжа на животе («лодочка», ползанье на животе, на четвереньках).

  Сидя («бабочка», «лягушка»).

  Стоя (разминочные упражнения для шеи, плеч, рук, корпуса, ног).

  • Упражнения, направленные на повышение устойчивости (перенос веса тела с одной ноги на другую, приседания без отрыва пяток от пола, выпады на одну ногу).
  • Работа с патологическими ригидными установками («развязка» синкинезий). Синкинезии - непроизвольные сопутствующие движения при выполнении произвольных движений.

Достигается путём первоначальной фиксации одних органов (рук, языка) и движения других (глаз), затем осуществляются однонаправленные и разнонаправленные движения.

Сначала отрабатываются глазодвигательные упражнения (лёжа, сидя, стоя) вверх, вниз, в стороны, далеко, близко; опознавание нарисованных в воздухе фигур, букв, цифр.

  • Развитие целостного образа тела: индивидуальные, парные и групповые упражнения и игры («насос и колесо», «рыбки и водоросли», «броуновское движение»). 

2. Уровень операционального обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним миром (уровень владения телом и пространством).

Дисфункции, возникающие на этом уровне, проявляются в недостаточно точных движениях, несформированности пространственных представлений.

Базовыми упражнениями этого уровня являются:

  • упражнения, направленные на развитие чувства ритма (повтор ритмического рисунка руками, ногами, голосом, музыкальными инструментами).
  • развитие перцептивных и мнестических возможностей. Это задания с переводом из одной модальности в другую (тактильная, зрительная, слухоречевая), например: «волшебный мешочек» и задания на запоминание предметов, одежды на детях, места, занимаемого ребёнком в игре.
  • формирование пространственных представлений:
  • работа над схемой лица;
  • работа над схемой тела;
  • игры на знакомство со схемой тела человека, стоящего напротив;
  • игры на определение направлений в пространстве относительно своего тела;
  • игры на определение собственного положения относительно других объектов;
  • игры на определение положения предметов относительно друг друга;
  • игры на понимание и употребление предлогов, выражающих пространственные отношения;
  • Расширение диапазона движений:

Нижняя зона «пустыня»: «перекати-поле», «змея», «скорпион».

Средняя зона «животные»: «заяц», «лиса», «медведь», «лошадь».

Верхняя зона «птицы»: «синица», «орёл».

  • Динамическая организация двигательного акта (серии движений), например: «цыганочка», «ладушки», «снежный ком».
  • Формирование реципрокных сенсомоторных взаимодействий (сочетанные движения рук, ног, глаз и языка при фиксированной позиции головы и туловища), при этом упражнения проводятся лёжа, сидя, на четвереньках, стоя.

Рисование в воздухе, на доске двумя руками в одну сторону и зеркально (вертикальные, горизонтальные, наклонные, круги, овалы, знак бесконечности.

Игры «зеркало», «тень», этюды по согласованным движениям «пилка дров», перемотка ниток», перетягивание каната».

  • Развитие общей (телесной) и ручной ловкости (броски мяча в цель, целевые прыжки, бег с изменением направления, упражнения с гимнастической палкой)
  • Развитие внимания, памяти (игры с условным сигналом, игры на преодоление двигательного стереотипа с несколькими условными сигналами, например «4 стихии»).

3. Уровень произвольной регуляции и смыслообразующей функции психомоторных процессов (уровень программирования, регуляции и контроля собственной деятельности).

Дисфункции, возникающие на этом уровне, проявляются в несформированности произвольной саморегуляции, трудностях самоконтроля, отсутствии навыков совместных действий, эмоционально-личностной неадекватности.

Решение задач 3 уровня не является отдельной проблемой в психомоторной коррекции. В большей или меньшей степени необходимость произвольной регуляции есть при выполнении любой деятельности, любых произвольных движениях. Напомним, что у детей к произвольным относят движения, осуществляемые по устной команде.

На этом уровне через различные упражнения и игры отрабатываются правила игры, принятие ребёнком роли, формируются коммуникативные навыки (игры «тоннель», «сиамские близнецы», «слепой и поводырь», «тачка», «паровоз», «липучка» и др.).

Развитие произвольного внимания и памяти осуществляется через упражнения и игры, направленные на переключение, преодоление стереотипа, например: «запретная цифра», «запретное движение».

Формирование синестезий и произвольная саморегуляция зрительных, слуховых, тактильных, обонятельных, вкусовых, кинестетических представлений и синестетических образов (пейзаж, сценка, образ, изменяющийся во времени). Задание должно формулироваться так: «Представьте себе…», и может выполняться с закрытыми глазами.

Система наказаний и поощрений – это необходимое условие закрепления данного уровня. Наказание: выбывание из игры, «скамья запасных», лишение поощрения. Поощрение: призы, похвала, привилегии в игре, роль ведущего.

 

Особенности проведения занятий в условиях дневного стационара.

Занятия по методике Психомоторная коррекция осуществляется в форме групповых занятий. Формирование групп осуществляется в начале курса занятий с учетом возраста, психоречевых особенностей и уровня сформированности моторных функций детей, посещающих стационар в данное время.

В коррекционный процесс единовременно включаются упражнения 1,2 и 3 уровней методики. Количество и длительность использования тех или иных методов меняется в разных группах в зависимости от уровня сформированности моторных функций детей, посещающих стационар в данное время.

Продолжительность занятия – 20-25 минут в  группах детей численностью  6 человек. Программа рассчитана на 12 занятий, 6 из которых – это практические занятия, которые проводятся специалистом. Также родители получают домашнее задание для развития и закрепления навыков, полученных детьми на занятиях. На самостоятельную работу отводится 6 часов. В начале курса занятий родителям выдаётся памятка о методике «Психомоторная коррекция». Родители присутствуют на занятиях. Т.о. идёт обучение родителей коррекционным приёмам.

 

Оценочные материалы.

Определение результативности работы по  программе осуществляется посредством мониторинга знаний, умений, навыков. Диагностика проводится дважды (в начале курса занятий и в конце) посредством заполнения протоколов обследования уровня психомоторного развития.

Критериями оценки эффективности разработанной системы работы с использованием методики психомоторной коррекции являются:

  • повышение энергетического потенциала, оптимизация тонуса
  • повышение устойчивости
  • развитие чувства ритма
  • развитие целостного образа тела
  • формирование пространственных представлений
  • формирование одновременных и реципрокных координаций
  • улучшение социальных и коммуникативных возможностей
  • повышение информированности родителей, их мотивации для закрепления полученных знаний и умений дома.

       В положительной динамике можно условно выделить 3 степени:

  1. выраженная (наблюдающаяся по 3 критериям и больше);
  2. незначительная (наблюдающаяся по 2 критериям);
  3. минимальная (наблюдающаяся по одному критерию).

             

  Примерная структура занятия:

  • Орг. Момент. Ритуал начала занятия.
  • Стимулирующие упражнения.
  • Блок дыхательных упражнений. Блок упражнений-растяжек. Различные виды ползаний, ходьбы.
  • Основная часть (телесные упражнения).
  • Игра.
  • Релаксационные упражнения.
  • Ритуал завершения занятия.

 

Приводим план занятия для  детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

План занятия «Цифры»:

  • Ритуал знакомства, приветствия (называние имён, разнонаправленные хлопки в ладошки), обозначение темы, распределение ковриков с цифрами (с глазодвигательными упражнениями). Запоминание своей цифры.
  • Дыхательные упражнения (с вокализациями, с движениями). И.п. лёжа
  • Растяжки (звёздочки). И. п. лёжа (с музыкой).
  • Стимулирующие упражнения (самомассаж). И.п. сидя (с музыкой).
  • Пальчиковая гимнастика, реципрокные движения руками. И. п. сидя (с музыкой). Выкладывание цифровой дорожки.
  • Разные виды ползанья (кошка, черепаха, краб), ходьба (на носках, на полной стопе, с высоким подниманием коленей), прыжков (из стороны в сторону, вместе – врозь, на одной ноге) по цифровой дорожке. Введение временных представлений (дни недели). Разбор дорожки с припоминанием своих цифр. Восстановление полукруга из ковриков (с музыкой).
  •  Упражнения для шеи, рук, корпуса, ног, в т.ч. «цапля», «робот-кукла», «цыганочка» (с музыкой).
  • Упражнения и игра с мячом: прямой счёт с бросками в руки, обратный счёт с бросками об пол, игра «горячая картошка», игра «100 мячей».
  • Игра с цифровым ковриком:

Шаги, прыжки на двух и одной ноге с прямым и обратным счётом, по чётным и нечётным, введение запретной цифры, припоминание своей цифры.

  • Игра с релаксацией «Обезьянки».
  • Поощрение отличившихся. Ритуал прощания.

 

Памятка родителям

Уважаемые родители, мы хотим ответить на наиболее часто задаваемые вами вопросы:

Что такое психомоторная коррекция?

Психомоторная коррекция – это методика воздействия на сенсомоторный  уровень, который является базой для формирования высших психических функций (внимания, памяти, речи). Через различные виды движений создаются базовые предпосылки для полноценного освоения процессов чтения, письма, счёта.

Зачем нужна психомоторная коррекция?

Большая часть отклонений в психоречевом развитии детей связана с нарушением онтогенеза психомоторного развития в возрасте от зачатия до 3 лет. Традиционные методы коррекции часто не приносят результатов, не позволяют воздействовать на дефект психической  деятельности ребёнка непосредственно, по типу «симптом – мишень».

Комплексная методика психомоторной коррекции, учитывая общие закономерности онтогенеза, воздействует на сенсомоторный (базальный) уровень и активизирует развитие всех ВПФ, в т.ч. речи.

Кто автор методики «Психомоторная коррекция»?

Автор методики «Психомоторная коррекция» - к.п.н. А.В. Семенович. Методологически «Психомоторная коррекция» опирается на современные (по А.Р. Лурия) представления о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации ВПФ в онтогенезе, а методически – на адаптированный вариант базовых телесно-ориентированных, театральных и иных психотехник применительно к детскому возрасту.

Какие упражнения входят в эту методику?

Методика представляет собой трёхуровневую систему:

1. Уровень активизации, энергоснабжения и статокинетического баланса психических процессов (уровень ощущений и управления собственным телом).  Дисфункции, возникающие на этом уровне, проявляются в быстрой истощаемости, мышечных дистониях, треморе, общей неловкости. Базовыми здесь являются дыхательные упражнения, самомассаж, релаксационные упражнения, упражнения, направленные на повышение устойчивости, развитие целостного образа тела.

2. Уровень операционального обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним миром (уровень владения телом и пространством). Дисфункции, возникающие на этом уровне, проявляются в недостаточно точных движениях, несформированности пространственных представлений. Сюда включаются упражнения, направленные на развитие чувства ритма, формирование пространственных представлений, формирование реципрокных (разнонаправленных) координаций, развитие общей и ручной ловкости, внимания.

3. Уровень произвольной регуляции и смыслообразующей функции психомоторных процессов (уровень программирования, регуляции и контроля собственной деятельности).      Дисфункции, возникающие на этом уровне, проявляются в несформированности произвольной саморегуляции, трудностях самоконтроля, отсутствии навыков совместных действий, эмоционально-личностной неадекватности. На этом уровне через различные упражнения и игры отрабатываются правила игры, принятие ребёнком роли, формируются коммуникативные навыки, развивается произвольное внимание и память.

Категория: Статьи | Добавил: Evita (11.08.2020) | Автор: Романова Ирина Андреевна
Просмотров: 455 | Теги: психомоторная коррекция, коррекция, Статья | Рейтинг: 3.7/3

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Картотека картинок для выкладывания камешков Марблс - ЦИФРЫ

Речевая карта с демонстрационным материалом для ребёнка 3-4 лет

Всего комментариев: 0
avatar