21:17 Младшая группа (1 - 10 занятие) | |
ЗАНЯТИЕ 1 Программное содержание. Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей. Материал. Колокольчик, большая и маленькая матрешки.
Ход занятия Игра «Поезд» Звенит колокольчик. Логопед предлагает детям поиграть в игру «Поезд»: «Мы поедем к матрешкам, они хотят с нами поиграть». Дети имитируют движение поезда, произнося звуки и звукосочетания: «Чу-чу-чу» — отправление поезда; «У-у-у» — поезд гудит; «Чух-чух-чух» — поезд останавливается около стула, на котором стоит большая матрешка. Логопед и дети здороваются с матрешкой, просят поехать с ними в детский сад. Матрешка присоединяется к детям. Поезд едет дальше. На другой остановке детей ждет маленькая матрешка. С ней дети тоже здороваются и приглашают поехать с ними. Когда поезд останавливается, матрешки предлагают детям поплясать, попрыгать, похлопать. Потом логопед говорит: «Матрешки устали и хотят спать. Давайте им споем песенку: "Ааа-ааа..." (дети имитируют, что укачивают матрешек). Матрешки уснули, а вы садитесь на стульчики».
ЗАНЯТИЕ 2 Программное содержание. Развивать артикуляционный аппарат и речевое дыхание детей. Материал. Для каждого ребенка пушинка или вырезанный из папиросной бумаги прямоугольник (3x1 см). Ход занятия Упражнение «Подуем на пушинку» Дети встают в круг, логопед раздает им пушинки. Предлагает подуть на них, произнося: «Фу-у-у», — и посмотреть, как они летают. Затем дети поднимают упавшие пушинки. Упражнение повторяется 5-6 раз. Игра «Медвежата едят мед» Логопед говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами от себя) и «слизывать» мед — дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его. (Обязательный показ всех действий логопедом.) Игра повторяется 3—4 раза. Потом логопед говорит: «Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю губу (показ), нижнюю губу (показ). Гладят животики, говоря: «У-у-у» (2—3 раза).
ЗАНЯТИЕ 3 Программное содержание. Развивать речевой аппарат и речевое внимание детей. Материал. По одной пушинке на ребенка. Ход занятия
Игра «Покормим птенчиков» Л о г о п е д. Я — мама-птица, а вы — мои детки-птенчики. Птенчики веселые, они пищат: «Пи-пи-пи», — и машут крылышками (дети повторяют движения за воспитателем и произносят звукосочетание). — Полетела мама-птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат. (Дети произносят: «Пи-пи-пи».) — Прилетела мама и начала кормить своих деток (дети приседают, поднимают головы вверх), птенчики широко раскрывают клювики, им хочется вкусных крошек (логопед имитирует, что кормит птенчиков, добиваясь, чтобы дети пошире раскрывали рот). Всех мама покормила и улетела, а птенчики опять летают и пищат. Игра повторяется 2—3 раза.
Упражнение «Подуем на пушинку» Порядок выполнения упражнения изложен в занятии 2.
ЗАНЯТИЕ 4 Программное содержание. Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей. Материал. На каждого ребенка шарик диаметром 2 см, сделанный из папиросной бумаги, на нитке длиной 10 см. Ход занятия
Игра «Часы» Л о г о п е д. Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют часы: «Бом-бом...». Чтобы они ходили, нужно их завести: «Трик-трак...». — Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3раза), идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5—6 раз). — Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов). Игра повторяется 2 раза. Упражнение «Подуем на шарик» Дети берут шарик за нитку, держат его перед ртом и произносят: «Пф-ф-ф» (дуют на шарик). Упражнение повторяется 3 раза, потом дети отдыхают и повторяют упражнение еще 3 раза.
ЗАНЯТИЕ 5 Программное содержание. Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей. Материал. Картинки с изображением кошки, котенка, собаки, щенка; четыре кубика. Ход занятия
Игра «Кто в домике живет?» Л о г о п е д (показывая картинку с изображением кошки). Кто это? (Ответы детей.) Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу» (дети повторяют звукосочетание 3—4 раза). (Показывает картинку с изображением котенка.) А это кто? (Ответы детей.) Котенок мяукает тихо (дети повторяют звукосочетание 3—4 раза). (Показывает картинку с изображением собаки.) Кто это? (Ответы детей.) Собака лает громко: «Ав-ав» (дети повторяют звукосочетание 3—4раза). (Показывает картинку с изображением щенка.) А это кто? (Ответы детей.) Щенок лает тихонечко (дети повторяют звукосочетание 3—4 раза). — Пошли зверюшки домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет: «Ав-ав» (произносится громко)! (Ответы детей.) Правильно, собака (показывает картинку). Как она лаяла? (Ответы детей.) — Отгадайте, кто в этом домике живет: «Мяу-мяу» (произносится тихо)! Как котенок мяукал? (Ответы детей.) Аналогично дети отгадывают, кто живет в других Домиках, и повторяют звукосочетания по нескольку раз.
Упражнение «Подуем на шарик» Порядок выполнения упражнения изложен в занятии 4.
ЗАНЯТИЕ 6 Программное содержание. Развивать речевое внимание и артикуляционный аппарат детей. Материал. Кукла (желательно в белом халате и шапочке). Ход занятия Игра «Лягушка и лягушата» Логопед делит детей на две группы: это большие и маленькие лягушки. Говорит: «Большие лягушки прыгают в пруд, плавают в воде и громко квакают: "Ква-ква" (дети имитируют, что плавают, и громко квакают). Маленькие лягушата тоже прыгают в пруд, плавают, тихонько квакают (дети имитируют действия и тихо квакают). Устали все лягушки и уселись на берегу на песочек». Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
Упражнение «На приеме у врача» Кукла — врач. Она хочет посмотреть, не болят ли у детей зубы. Л о г о п е д. Покажите доктору свои зубы (логопед с куклой быстро обходит детей и говорит, что у всех зубы хорошие). Теперь врач проверит, не болит ли у вас горло. К кому она подойдет, тот широко откроет рот (дети широко открывают рот). Врач доволен: горло ни у кого не болит.
ЗАНЯТИЕ 7
Программное содержание. Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей. Материал. Большой и маленький колокольчик (можно использовать елочные игрушки); мячи, вырезанные из цветной гуммированной бумаги (диаметр — 2 см, по одному на ребенка); мячи на нитке длиной в 10 см.
Ход занятия
Игра «Колокольчики» Л о г о п е д. Посмотрите, это большой колокольчик, а это маленький колокольчик. Девочки будут маленькими колокольчиками. Они звенят: «Динь-динь-динь». Мальчики будут большими колокольчиками. Они звенят: «Дынь-дынь-дынь». Логопед предлагает «позвенеть» и спеть песенки сначала девочкам, затем мальчикам. Упражнение выполняется 2 раза, затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
Упражнение «Подуем на мячик» Дети произносят звукосочетание: «Фу-у-у» — дуют на мячи. Упражнение проводится 4 раза, затем, после короткого отдыха, повторяется.
ЗАНЯТИЕ 8
Программное содержание. Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей. Материал. Фланелеграф, картинки к нему с изображением свиньи и поросенка.
Ход занятия
Игра «Кто как кричит?» Л о г о п е д. У мамы свиньи (укрепляет соответствующую картинку на фланелеграф) был маленький детеныш-поросенок (выставляется картинка). Мама учила его хрюкать. Свинья хрюкала громко: «Хрю-хрю-хрю» (дети повторяют звукосочетание). А поросенок отвечал тихо: «Хрю-хрю-хрю» (дети повторяют звукосочетание 3—4 раза). Играл поросенок и убежал далеко от мамы (переставляет картинку с изображением поросенка подальше). Свинья зовет сыночка. Как она его зовет? (Дети вместе с логопедом повторяют звукосочетание.) Поросенок услыхал, что мама его зовет, и захрюкал. Как он хрюкает? (Дети тихо произносят звукосочетание.) Прибежал он к маме (переставляет картинку). Свинья захрюкала громко. Как? (Ответы детей.) Так она хвалила сыночка-поросенка. И поросенок отвечал ей. Как? (Ответы детей.)
Упражнение «Подуем на мячик» Порядок выполнения упражнения изложен в занятии 7.
ЗАНЯТИЕ 9
Программное содержание. Развивать речевое внимание, фонематический слух и артикуляционный аппарат детей. Ход занятия Игра «Барабаны» Логопед делит детей на две команды — большие и маленькие барабаны. Команды встают друг против друга. Л о г о п е д. Вы будете музыкантами, играющими на барабанах. Большие барабаны стучат: «Трам-там-там» (дети повторяют звукосочетания). Маленькие барабаны стучат: «Трим-тим-тим (звукосочетания дети повторяют 2—3 раза). Логопед в произвольном порядке дает задания командам 6-8 раз. Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
Упражнение «Почистим зубы» Л о г о п е д. Мы будем учиться правильно чистить зубы. Посмотрите, как я «чищу» (около открытого рта проводит пальцем из стороны в сторону). А теперь вы почистите зубы (проверяет правильность выполнения задания). Сейчас нужно почистить зубы так (проводит пальцем около открытого рта снизу вверх и обратно). И вы сделайте то же. Молодцы, теперь у всех чистые и красивые зубы.
ЗАНЯТИЕ 10
Программное содержание. Развивать речевое внимание и артикуляционный аппарат детей. Материал. Игрушки: кукла, зайка, пирамидка, машина. Ход занятия Игра «Научим мишку говорить правильно» Л о г о п е д. Мишка сказал мне, что он не умеет правильно называть игрушки, и просит его научить. Давайте ему поможем. Мишка, как называется эта игрушка (показывает куклу)? (М и ш к а. Кула.) Нет, неправильно. Это... (дети хором называют игрушку). Скажи, Лена (имена вводятся для удобства изложения), как называется эта игрушка... Скажи, Вова, погромче... Мишка, теперь ты скажи правильно. Молодец, правильно назвал. Как называется эта игрушка, мишка (показывает зайку)! (М и ш к а. Зака.) Скажи, Коля, правильно. (Ответ.) Теперь все повторите слово... Мишка, теперь ты скажи. Аналогичная работа проводится с названиями других игрушек: пирамидка (пирадка), машина (шимина).
Игра «Медвежата едят мед» Правила игры изложены в занятии 2. | |
|
Логопедические пособия на заказ
|
|
Всего комментариев: 0 | |