19:38 Развитие фонематического слуха. Работа с рядами гласных звуков | |
Узнавание слова в ряду других плавно переходит в узнавание звука в слове. Заданный звук дети отмечают, используя картинку, игрушку, вырезанную фигурку, звукоподражание, имитацию движений, слово, жест. Подобрать одинаковые картинки или игрушки для всех ребят в группе затруднительно, поэтому перед детьми ставится одна картинка с заданным звуком в начале слова, на которую малыши показывают, когда слышат изучаемый звук. Предметами для показа могут быть, например, комнатные цветы — Ц, лампа — Л. Раскрашенные фигурки (яркие фонарики, грибки, колокольчики, шарики), вырезанные из картона, желательно иметь каждому ребёнку — это повышает его интерес к занятиям. Глухой согласный можно обозначить фонариком или шариком, звонкий — колокольчиком, мягкий — грибком... Работа с рядами гласных звуковРазвитие фонематического слуха первое время проводится на материале рядов изолированных гласных звуков: сначала дети узнают гласный, отмечая его звукоподражанием или другим способом, затем определяют его место в ряду и, наконец, называют последовательность всех гласных звуков. Игровые приемы в работе с гласными звуками 1. «Узнай плач Алёнушки» — ааа: а-о-а-и-э-а-а-у-ы-а... 2. «Когда болят зубки?» — ооо. 3. «Кто услышит жеребёнка?» — иии. 4. «Осторожно, паровоз!» — ууу. 5. «Послушаем эхо» — эээ. 6. «Прощальный сигнал парохода» — ыыы. 7. «Живые звуки». Цель: определить место звука в ряду. Трое вызванных детей запоминают по одному гласному звуку, например А, О, У. Обучающий произносит звуковой ряд (У—А—О), после чего каждый из детей занимает один из трёх рядом стоящих стульев в соответствии с позицией звука в услышанном ряду, а затем отвечает: «Звук У в начале», «Звук А в середине», «Звук О в конце». Можно варьировать количество звуков и участников. 8. «Споём начало (середину, конец)». Из предложенных трёх гласных звуков ребёнок поёт один в заданной позиции. 9. «Что исчезло?» Произносится звуковой ряд: А—У—И—О—Э, затем А—У—О—Э. «Что исчезло?» — И. — «В какой позиции?» — «В середине». 10. «Что добавилось?» Добавляется один или пара звуков. 11. «Назови второй (пятый) звук». Произносится звуковой ряд, а ребёнок называет второй или другой заданный звук. Обучающий при произнесении гласных может закрыть рот экраном, и дети ориентируются только на слух. 12. «Назови по порядку». Дети должны запомнить и повторить названный звуковой ряд в том же порядке. 13. «Узнай по губам». Взрослый молча артикулирует гласные, а дети по немой артикуляции узнают и повторяют вслух звуковой ряд. | |
|
Логопедические пособия на заказ
|
|
Всего комментариев: 0 | |