21:28 Средняя группа (11 - 20 занятие) | |
ЗАНЯТИЕ 11
Программное содержание. Развивать речевое внимание и речевой слух детей. Материал. Картинки с изображением кошки, котенка, собаки, щенка, гуся, гусенка, лягушки, жеребенка, коровы, теленка; танцевальная музыка (в записи).
Ход занятия
Игра «Карнавал» Л о г о п е д. Сегодня карнавал птиц и животных. Они придут вместе с детенышами. Но сделать это смогут только тогда, когда правильно споют свою песенку (детям раздаются картинки с изображениями птиц и животных, их детенышей). Я буду объявлять, кто идет: кот с котенком (дети имитируют мяуканье, разное по громкости и тональности). Проходите, пожалуйста! Очень рады вас видеть. Собака со щенком... (по очереди называются все персонажи). Карнавал начинается: танцуем (включить запись на 2 минуты). Встали в хоровод (дети исполняют любую хороводную песню). Кто хочет выступить: спеть свою песенку? (Вызываются 2—3 желающих.) Карнавал окончен; поклонитесь (показ) и попрощайтесь — спойте каждый свою песенку.
ЗАНЯТИЕ 12
Программное содержание. Развивать артикуляционный аппарат и дикцию ребенка. Материал. Мяч.
Ход занятия
Игра «Назови игрушку» (в кругу с мячом) Л о г о п е д. Будем передавать мяч по кругу. У кого мяч, тот должен стукнуть им об пол и громко назвать любую игрушку, поймать мяч и передать его соседу. — Я буду первая: «Буратино» (логопед поизносит слово и одновременно ударяет мячом об пол, ловит его и передает ребенку). В игре принимают участие все дети.
Упражнение «Болтушка» Л о г о п е д. Мы бросали мяч об пол, он подскакивал вверх. Теперь давайте дадим задание нашему языку: пусть он опускается вниз за нижнюю губу и поднимается вверх (показ). Язык должен дотрагиваться до губ. После восьми движений детям дается короткий отдых, и упражнение повторяется.
ЗАНЯТИЕ 13
Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание и дикцию детей. Материал. Большой и маленький желтые круги; мяч. Ход занятия
Игра «Назови животное» (в кругу с мячом) Л о г о п е д. Будем передавать мяч по кругу. У кого мяч, тот стукнет им об пол, назовет взрослое животное или его детеныша, поймает мяч и передаст соседу. Я начну: «Бегемот» (одновременно ударяет мячом об пол и произносит слово, ловит и передает мяч ребенку). В игре должны принять участие все дети.
Игра «Разговор синичек» Л о г о п е д. Послушайте, что однажды произошло. Сидели две синички на ветке дерева и разговаривали — пели свои песенки. Большая синичка (показ большого круга) пела: «Зинь-зинь-зинь», а маленькая (показ маленького кружка) пела: «Синь-синь-синь» (дети повторяют звукосочетания по 2 раза). Вызывает двух детей, одному дает большой, другому — маленький кружок (большая и маленькая синичка). Дети встают друг против друга и по очереди поют соответствующие песенки (по 2 раза), затем меняются ролями и снова поют песенки. В игре должны участвовать все дети.
ЗАНЯТИЕ 14
Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный аппарат детей. Материал. По одной бумажной салфетке на каждого ребенка.
Ход занятия
Игра «Ветер и волны» (в кругу) Л о г о п е д. Когда дует сильный ветер: «Шш-шш-шш» (дети вместе с логопедом повторяют звуки и раскачивают поднятыми руками из стороны в сторону), то волны на речке большие: «Шшш-шшш-шшш» (дети вместе с логопедом произносят звуки, резко раскачивая одной рукой перед собой от плеча до плеча — полукруглым движением). Когда дует слабый ветерок: «Ш-ш-ш» (дети вместе с логопедом тихо произносят звуки и медленно раскачивают руками из стороны в сторону), волны на реке маленькие: «Сь-сь-сь» (дети и логопед произносят звуки и покачивают перед собой одной рукой). Оба упражнения дети выполняют по 2 раза,
Упражнение «Большие и маленькие волны» Л о г о п е д. Наш язычок тоже умеет делать волны. Вот маленькая волна (медленно проводит языком от угла до угла по нижней губе и обратно; дети проводят по нижней губе 5—6раз). Вот большая волна (достаточно быстро проводит языком по верхней губе, и дети делают то же 5—6 раз). Упражнения повторяют после короткого отдыха. При выполнении упражнений детям дают бумажные салфетки для губ.
ЗАНЯТИЕ 15
Программное содержание. Развивать речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.
Ход занятия
Упражнение «Послушный язычок» Л о г о п е д. Мы умеем давать задания языку, и он стал послушным. Умеет быть широким (высовывает язык, кладет его на нижнюю губу; дети повторяют упражнение). Он может стать узким: уколите пальчик (показ), умеет облизывать губы, зубы (дети выполняют соответствующие действия). Наш язычок может стать маятником и до губ не дотрагиваться (дети выполняют соответствующее действие). Мы научили его дразнить котенка (упражнение «Индюк дразнится»). Все действия выполняются не в быстром темпе; нужно добиваться путем неоднократного показа четкости выполнения. Повторяются 2-3 раза, по ходу рассказа. Л о г о п е д. Вот какой язык у нас послушный. Давайте его погладим. Покажите мне большой язык, прикусите его тихонько зубами и проведите ими до самого кончика (показ). Это упражнение повторяется 3—4 раза.
Игра «Пляшут наши ножки» (в кругу) Л о г о п е д. Будем прыгать на одной ножке: подпрыгнем 3 раза и скажем: «Та-та-та»; потом прыгнем на другой ножке и скажем: «Да-да-да» (прыжок должен синхронно совпадать с произнесением слога). Дети выполняют упражнение 6 раз, чередуя ноги. После короткого отдыха дети прыгают попеременно на одной ноге и произносят слоги: «Ту-ту-ту» и «Ду-ду-ду».
ЗАНЯТИЕ 16
Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание и артикуляционный аппарат детей. Материал. Круг с широкой полосой по диаметру; фланелеграф и к нему картинки: собака, слон, бусы, лист, автобус, троллейбус.
Ход занятия
Упражнение «Заморозим руки» Логопед предлагает детям подставить ладонь ко рту, произнести: «Тесс», не высовывая языка и с сомкнутыми зубами (показ). Некоторым детям предлагает подуть и на свою руку. Упражнение повторяется 6 раз с переменой руки.
Игра «Вода— водичка» Л о г о п е д. Когда из крана течет сильная струя воды, то слышно: «С-с-с-с» (дети долго и громко тянут звук); когда из крана капают отдельные капли, то слышно: «С-с-с» (дети произносят звуки отрывисто и тихо). — Вот кран (показ кружка с полоской). Если я поверну кран сильно (логопед держит круг перед собой и поворачивает его слева направо), вы будете громко петь: «С-с-с-с»; если немножко поверну (показ), вы будете громка петь: «С-с-с-с». (Логопед поворачивает круг по-разному 6— 8 раз, дети поют соответствующие песенки.) — Мы пели песенки водички. Эти песенки есть в названии этих предметов — в словах (показ на картинки). Послушайте: сссобака, ссслон, буссы, лисссток, автобуссс, трол-лейбуссс (каждое слово дети повторяют вместе с логопедом). Логопед вызывает ребенка, тот называет предмет и вместе с логопедом и самостоятельно произносит слова, выделяя звук «с» (тянет его):
ЗАНЯТИЕ 17
Программное содержание. Развивать речевое внимание и артикуляционный аппарат детей. Материал. Круг, разделенный по диагонали на несколько частей.
Ход занятия
Упражнение «Маятник» Л о г о п е д. У некоторых часов есть маятник, и наш язык тоже захотел быть маятником. Он качается из стороны в сторону, но не дотрагивается до губ, а то часы остановятся (показ). Дети выполняют упражнение 5—6 раз; после короткого отдыха повторяют его.
Игра «Часы» Л о г о п е д. У меня волшебные часы (показывает круг, разделенный на части). Они могут говорить (раскачивает руками из стороны в сторону, держа круг перед детьми): «Ут-ро. Ут-ро» (дети повторяют). Что вы делаете утром? (Ответы детей.) Умывайтесь (имитируют умывание). Часы говорят: «День-день» (раскачивает руками на каждое слово). Что они вам сказали? Что вы делаете днем? (Ответы детей.) Ешьте (имитируют). Слушайте, что скажут часы: «Ве-чер, ве-чер» (дети произносят слово целиком). Что вы делаете вечером? Мы смотрим телевизор (обводит рукой комнату, дети следят за рукой). Часы говорят: «Ночь-ночь» (дети повторяют слово). Что вы делаете ночью? (Ответы детей.) Спите (дети имитируют сон). Часы говорят: «До-сви-да-ния». (Дети прощаются с часами.)
ЗАНЯТИЕ 18
Программное содержание. Развивать речевое внимание, речевое дыхание и артикуляционный аппарат детей. Материал. Бумажный двухтрубный кораблик.
Ход занятия
Игра «Веселый мяч» (в кругу) Л о г о п е д. У меня веселый мяч. Он умеет смеяться. Когда с ним играет девочка, он смеется: «Ха-ха-ха» (дети повторяют), когда в него играет мальчик, он смеется: «Хи-хи-хи» (дети повторяют); когда падает, то говорит: «Ах-ох». — Я буду бросать вам мяч, вы должны поймать его, посмеяться и перебросить мне. Если мяч упадет, все скажут: «Ах-ох». Игра проводится в достаточно быстром темпе. В ней должны принять участие все дети. Затем девочки и мальчики меняются ролями, и игра повторяется.
Упражнение «Пусти лодочку по воде» Порядок выполнения упражнения изложен в занятии 1.
ЗАНЯТИЕ 19
Программное содержание. Развивать речевое внимание и артикуляционный аппарат детей. Материал. Картинки с изображением иглы, пилы, щетки
Ход занятия
Игра «Делай правильно» (в кругу) Л о г о п е д. Когда шьют иголкой (показ картинки), слышится: «Шик-шик-шик». Когда пилят дрова пилой (показ картинки), слышно: «Жик-жик-жик», а когда чистят одежду щеткой, слышно: «Щик-щик-щик» (дети повторяют все звукосочетания вместе с логопедом по 2—3 раза). — Давайте шить... пилить дрова... чистить одежду... (дети имитируют движения и произносят соответствующие звукосочетания). Логопед в произвольном порядке произносит звукосочетания, а дети выполняют действия. Затем показывает картинки, дети произносят звукосочетания и выполняют действия.
Упражнение «Болтушка» Порядок выполнения упражнения изложен в занятии 12.
ЗАНЯТИЕ 20
Программное содержание. Развивать речевое внимание и артикуляционный аппарат детей. Материал. Кукла, желобок (из достаточно плотной бумаги сделать трубочку, склеить ее, затем разрезать вдоль и использовать одну часть).
Ход занятия
Игра «Песенки чайника» Л о г о п е д. Однажды чайник решил петь песенки вместе с ребятами. Но из чайника выходил пар, и все песенки начинались с «Сс-с-с» — песенки водички. Дети пели: «Ли-ли-ли», а чайник: «Ссссли-сссли-сссли». — Кукла будет петь свою песенку, а вы — песенки чайника (кукла: «Ло-ло-ло»; дети: «Сссло-сссло-сссло»; логопед помогает). В игре используются следующие слоги: «ла», «ля», «ле», «лё», «лю», «лу», «лы».
Упражнение «Сделай желобок» Логопед показывает бумажный желобок: «Это желобок. По нему течет вода. Мы научим свой язык изображать желобок. Покажите мне язык, теперь дайте ему задание сделать желобок (показ несколько раз всей группе и индивидуально тем детям, у которых не получается). Упражнение повторить 5-6 раз | |
|
Логопедические пособия на заказ
|
|
Всего комментариев: 0 | |