Главная » Авторские публикации » Статьи

Совершенствование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с помощью ИКТ

Подготовила учитель - логопед 

 Романова Наталия Николаевна

МБУ д/с № 27 "Лесовичок" г.о. Тольятти

В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает подготовка детей к школе. Одним из показателей готовности ребенка к успешному обучению, является правильная, хорошо поставленная речь. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками. Но многолетняя практика показывает, что год от года все больше детей рождается с проблемами здоровья. Патология, перенесенная ребенком в перинатальном периоде, оказывает отрицательное влияние на состояние нервной системы, что сказывается на дальнейшем развитии всех компонентов речевой системы, в том числе, и фонематических процессов. Бесспорен тот факт, что достаточный уровень сформированности фонематических процессов положительно влияет на формирование фонетической стороны речи, слоговой структуры слова,  а их недостаточная сформированность влечет за собой специфические ошибки на письме и  к нарушениям чтения.

   Таким образом, в настоящее время стала актуальной проблема поиска новых подходов и средств к обучению детей с проблемами в развитии, которые отвечали бы современным достижениям науки и техники и интересам детей, вызывая их повышенную мотивацию, познавательную активность и любознательность, ведь не секрет, что детей любого возраста привлекают компьютерные игры.

В рамках проекта в нашем ДОУ разработаны интерактивные информационно - познавательные игры, направленные на формирование образовательной области «Коммуникация», а именно на  совершенствование фонематических процессов у детей дошкольного возраста.

   Основными принципами при создании игр явились: доступность, последовательность, системность, учёт возрастных особенностей и психо – физических возможностей, что позволяет ребёнку опираться на уже имеющиеся у него знания, умения и навыки, что в свою очередь, обеспечивает поступательное развитие.

   Не секрет, чтобы добиться хороших результатов, успеха и не отбить у детей интерес к речевым играм, необходимо выстраивать работу в вертикали: педагог – ребенок – семья, в связи  с чем, нами был создан цикл интерактивных информационно - познавательных игр, каждая из которых имеет цель, задачи, подробно описанный ход проведения. 

Игры распределены от простого к сложному:                                                

  • игры на совершенствование фонематического восприятия
  • игры на совершенствование фонематического анализа
  • игры на совершенствование фонематического слуха
  • игры на совершенствование фонематических представлений

   Они позволяют развивать фонематические процессы у детей дошкольного возраста с использованием информационно – компьютерной техники. В условиях детского сада их можно использовать в процессе подготовки детей к обучению грамоте, организации образовательной деятельности детей в режимных моментах, совместной деятельности педагога с воспитанниками и самостоятельной деятельности детей. Для закрепления полученных детьми  знаний, умений и навыков данные игры мы предлагаем использовать в условиях семьи по 1 или 2 игры общей длительностью 3 – 5 минут.

Например: Игра «Угадай, где звук [С] ?»

Цель:  совершенствовать умение интонационно выделять и определять позицию заданного звука в словах.

На экране появляется схема слова

Ход игры:

Взрослый: Начни игру, кликая  левой кнопкой мышки. (Появляется картинка «лиса»).  Назови, пожалуйста, картинку. Определи позицию заданного звука в слове.

Ребёнок: На картинке нарисована лиса (далее ребёнок произносит слово, выделяя заданный звук и дает ответ). В слове лиса звук [С] в середине слова.

Взрослый: Хорошо, теперь проверь свой ответ.  Кликни левой кнопкой мышки.

Ребенок: (кликает левой кнопкой мышки и картинка передвигается на середину слова)

Взрослый: Молодец! Правильный ответ. Продолжай игру.

По аналогии на экране появляются картинки с разной позицией заданного звука, ребенок называет картинки, определяет позицию звука в словах и проверяет правильность ответов, кликая  левой кнопкой мышки.

 

Игра «Четвертый лишний»

Цель: совершенствовать навык называния слов с заданным звуком.

Ход игры:

Взрослый: Начни игру, кликая  левой кнопкой мышки. (Появляются картинки: «груша», «жираф», «шуба», «кошка»).  Назови, пожалуйста, картинки. Определи, какая картинка лишняя и объясни почему?

Ребёнок: На картинке нарисованы: «груша», «жираф», «шуба», «кошка»; лишний – «жираф», потому что в слове «жираф» нет звука [ш].

Взрослый: Хорошо, теперь проверь свой ответ.  Кликни левой кнопкой мышки.

Ребенок: (кликает левой кнопкой мышки и картинка с изображением «жирафа» исчезает.)

Взрослый: Молодец! Правильный ответ. Продолжай игру.

По аналогии ребенок называет картинки, определяет лишнюю картинку, объясняя свой выбор.

   Таким образом, данные игры позволяют более эффективно построить работу, направленную на улучшение речевого развития детей. Включение интерактивных информационно - познавательных игр в процесс формирования и совершенствования фонематических процессов дает высокую эффективность в развитии всех сторон речи и, как следствие, высокого уровня подготовки их обучению к школе. 

Ещё по данной теме:

Категория: Статьи | Добавил: Evita (28.09.2014) | Автор: Романова Наталия Николаевна
Просмотров: 5100 | Теги: ИКТ, игры | Рейтинг: 5.0/7

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Игровое логопедическое пособие на автоматизацию звуков [Р], [Рь].

Игры - бродилки на автоматизацию звуков [С’], [С], [З’], [З], [Ц], [Ж], [Ч], [Щ]...

Всего комментариев: 0
omForm">
avatar