20:19 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ОБРАЗОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМ СЛОВ. Глагол. | |
1. «Выбери правильно».Среди нескольких сказанных предложений ребёнок отмечает одно с заданным словом. Образец: Ребёнок катается; купается; качается; касается; копается.2. «Кто что делает?» (Настоящее время, множественное число.) Врачи — лечат людей, машинисты — водят поезда, портнихи — шьют...3. «Нужные инструменты». (Настоящее время.) Образец: иголка — иголкой шьют, утюг — утюгом гладят.4. «Измени слово». (Настоящее время, единственное и множественное число.)Обучающий произносит глагол в неопределённой форме и показывает рисунок, на котором изображён один или несколько малышей, а дети, соответственно, отвечают.Образец: рисовать — рисует или рисуют (зависит от картинки); бежать, носить, читать...5. «Я и мы». (Настоящее время, первое лицо, единственное и множественное число.)Образец: писать — пишу, пишем. Бежать, косить, носить, водить, укусить, сказать, связать, лизать, бродить, катить, повесить... (Слова с чередующимися согласными в корне.)6. «Добавь правильно». (Изменение глагола настоящего временипо лицам и числам.)Образец: сидеть, я — сижу, ты — сидишь, он — сидит, мы — сидим, вы — сидите, они — сидят.7. «Что делает?»Обучающий предлагает детям подобрать глаголы в настоящем времени. Что делает ветер? — Сильно дует, поднимает пыль, распахивает окна, ворота, нагоняет волны, срывает листья с деревьев... Травка — растёт, зеленеет, распускается, цветёт, желтеет... (солнце, цветок, любое животное, человек и т. д.). 8. «Что видел?» (Прошедшее время.) Называние действий после их демонстрации: один ребёнок производит действия, другие дети запоминают, потом рассказывают в том же порядке. Образец: Коля подошёл к столу, взял машинку, поставил её на полку; там взял зелёный и красный кубики, первый поставил, на столик, второй оставил себе. 9. «Как появились гости?» (Прошедшее время, согласование с существительным.) К нам в гости дедушка пришёл, птичка прилетела, зайчик прибежали, уж приполз, кузнечик припрыгал, медведь прикосолапил... 10. «Вчера — сейчас». (Прошедшее и настоящее время.) Вчера я ходила® парк, каталась на карусели... Сейчас я играю с куклой, одеваю её, пою чаем... 11. «Что делает — сделал?» (Совершенный и несовершенный вид.) Саша ловит Толю. — Саша поймал, Толю. Рубит — нарубил, пилит — спилил, рисует — нарисовал, читает — прочитай! и др. 12. «Сегодня — завтра». (Настоящее или прошедшее время — будущее время.) Сегодня я пишу (написала) письмо. — Завтра буду писать (напишу) письмо. Читал — буду читать, попрыгала — попрыгаю. 13. «Добавь слово». (Прошедшее время, согласование в роде, числе.) Обучающий выбирает какой-нибудь глагол, например лежать, затем называет предметы мужского, среднего, женского рода, а дети отвечают на вопрос: «Что делал предмет?» Ручка — лежала, карандаш — лежал, одеяло — лежало, тетрадь — лежала, платье — ... 14. «Прикажи». (Повелительное наклонение.) Сидеть — сядь, стоять — встань, лежать — ляг, взять — возьми, класть — положи, брать — бери. 15. «Прикажи и объясни». (Повелительное наклонение и настоящее время.) Бежать — беги! Он бежит. Сказать — скале ъс. 16. «Подбери слово и прикажи». (Повелительное наклонение.) Обучающий называет предмет, а ребёнок подбирает соответствующее действие в повелительном наклонении: топор — руби; пила — пили. 17. «Прикажи наоборот». Иди — стой, сядь — встань, повесь — сними, возьми — положи, надень платье — сними, одень ребёнка — раздень, застегни — расстегни, завяжи — развяжи... 18. «Приказ одному — всем». (Единственное и множественное число, повелительное наклонение.) Образец: говорить — говори, говорите! 19. «Кто что хочет?» (Формы глагола хотеть.) Я хочу учиться. Ты — хочешь... (он, мы, вы, они). 20. «Что надо делать?» (Неопределенная форма глагола.) Играет — надо играть, гуляет — надо гулять. Лозбякова М.И. Учимся правильно и чётко говорить: Пособие для логопедов, воспитателей, родителей. —— М.: Вентана- Графф, 2003. — 304 с.
| |
|
Логопедические пособия на заказ
|
|
Всего комментариев: 0 | |