19:22 Дидактические игры на образование грамматических форм слов. Имя существительное. Словоизменение. Словообразование. | |
Словоизменение. 1. «Один — много». (Образование именительного падежа множественного числа.) Взрослый называет один предмет, а ребёнок — много: рука — руки; окно, колесо, гнездо, ведро, озеро, дерево, перо, лист, стул, крыло. 2. «Кто вышел?» (Единственное и множественное число, именительный падеж.) Из берлоги вышел... медведь; из норы вылезла... лиса, выбежали... мышки; из дупла выглянула... белка и др. 3. «Почтальон». (Винительный падеж, единственное и множественное число.) Что он приносит? — Письмо, письма; телеграмму, телеграммы; конверт, конверты; газету, газеты; открытку, открытки. 4. «Что спрятали?» (Винительный падеж.) Со стола убирают одну-две игрушки или картинки. — Что спрятали? 5. «Что покажу? (Винительный падеж.) Вы показали цветы, лампу, дерево. 6. «Кто что любит?» (Именительный и винительный падежи.) На столе картинки: корова, белка, медведь, трава, мёд, орехи. — Корова возьмёт траву, медведь — мёд, белка — орехи. 7. «Что ты надеваешь?» (Винительный падеж.) — Я надеваю брюки, рубашку, свитер. (Можно рассказать об одежде, предназначенной для разного времени года: «Что ты надеваешь летом? зимой? весной? осенью?») 8. «Кому — что?» (Дательный падеж.) Косточку — собаке, зерно — курице, овёс — лошадям. 9. «Что нужно кукле?» (Именительный и дательный падежи.) Устраивается игра в чаепитие: кукле Маше - конфета, Тане - печенье. 10. «Кому что принадлежит?» (Дательный падеж.) Ножницы — портнихе, кисть и краски — художнику, градусник — медсестре, больному... 11. «У кого детёныши?» (Родительный падеж.) Утята — у утки, ягнята — у овцы, жеребёнок — у лошади... 12. «Кого нет?» (Родительный падеж, единственное и множественное число.) Телята — нет телят, щенята — нет щенят, поросёнок — нет поросёнка. 13. «Много — чего?» (Родительный падеж, множественное число.) яблоко — много яблок, груша — много груш; много игрушек, деревьев, стульев, крыльев, карандашей, людей, окон, гнёзд, колёс, вёдер... 14. «Чем это делают?» (Творительный падеж.) Пишут ручкой, рубят топором, пилят пилой, режут ножом... 15. «Кто с кем?» (Именительный и творительный падежи.) Львица с львятами, свинья с поросятами, корова с телёнком... 16. «Кто чем питается? (Творительный падеж.) Корова — травой, телята — молоком, курица — зерном... 17. «Кто чем защищается?» (Творительный падеж.) Корова — рогами, лось — передними ногами, заяц — быстрым бегом... 18. «На чём?» (Предложный падеж.) Обезьяны живут на деревьях, дети в садике сидят на стульях, снег лежит на земле, на крышах, на скамейках... 19. «В чём, на чём?» (Предложный падеж.) Определение места по демонстрации действия с предметом: платочек — в руке, в кармане, на столе... 20. «Небо, звезда, месяц». (Женский, мужской и средний род.) разложить картинки на три стопки к вышеназванным словам (рисункам) , добавляя: моя, мой, моё. 21. «Синее пальто». (Несклоняемые слова.) У девочки было коричневое пальто. Она мечтала о синем пальто. Мама пошла с дочкой за синим пальто в магазин. Они подошли к синему пальто. Девочка обрадовалась синему пальто. 22. «Музыкант». (Несклоняемые слова.) Коля учится играть на пианино. У него дома нет пианино. Без пианино трудно учиться... 23. «Что обозначает?» (Многозначность слова.) Шляпка: головной убор, у гриба, у гвоздя. (Коса, ручка, ножка...) Словообразование 1. «Назови ласково». Кот — котик, чашка — чашечка, кольцо — колечко; стул, окно, дерево, платье, колесо, гнездо, часы, дно, ведро... 2. «Назови большой предмет». Усы — усищи, кот — котище, рыба — рыбища. 3. «Придумай кличку». Рыжая корова — Рыжуха, рыжий котёнок — Рыжик, лохматая собачка — Лохматка. 4. «Закончи слово». (Образование однокоренных слов по назначению.) Сахар в сахар...нице, суп в суп...нице, горчица в горчич...нице... 5. «Кто это делает?» (Образование однокоренных слов по роду деятельности.) Детей учит учитель, дома строят строители, часы чинит часовщик, носит вещи на вокзале — носильщик... 6. «Раздели слово на два». (Сложные — двухкоренные слова.) Что делает ледокол? — Лёд колет. Самолёт — сам летает. Вездеход — везде ходит, по любой местности... Лозбякова М.И. Учимся правильно и чётко говорить: Пособие для логопедов, воспитателей, родителей. —— М.: Вентана- Графф, 2003. — 304 с. | |
|
Логопедические пособия на заказ
|
|
Всего комментариев: 0 | |