Подготовила учитель - логопед 1-ой кв. категории Мартюшева Светлана Владимировна
МАДОУ «Детский сад № 96», город Пермь
Всем известно, что речь человека является показателем уровня развития его мышления, интеллекта, общей культуры. Кроме этого речь выполняет не только коммуникативную функцию, но и служит средством познания, передачи собственного и чужого опыта.
Согласитесь, что для будущего первоклассника чистая и правильная речь является основным фактором успешного обучения в школе. К сожалению, в последнее время наблюдается постоянное увеличение числа детей с речевой патологией, отягощенной сложной структурой дефекта.
Коррекционно-развивающий процесс в условиях логопункта не позволяет в достаточном объеме автоматизировать и закрепить все звуки, так как дети посещают логопедические занятия не более 2-3 раз в неделю. Помощь и опыт воспитателя в этой ситуации является неотъемлемой частью нашего общего дела.
Могу с уверенностью подтвердить, что педагогический коллектив МАДОУ «Детский сад № 96» г. Перми регулярно выполняет все необходимые рекомендации учителя-логопеда. Воспитатели регулярно планируют индивидуальную работу с детьми по развитию звуковой культуры речи. Задания по формированию чистой и правильной речи предлагаются не только тем детям, которые зачислены на логопункт, но и всем, кто посещает детский сад. Дети, выведенные с логопункта, так же требуют внимания педагога, ведь работа по автоматизации и дифференциации поставленных звуков не должна прерываться.
В эту минуту нам на помощь приходит Ее Величество Игра. Роль игры в жизни ребенка изучали великие педагоги прошлого: Ж.-Ж. Руссо,
К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко. Подчеркивал неповторимую специфику детской игры Л. С. Выготский, а Л. А. Венгер неоднократно говорил о значении игровой деятельности для умственного развития детей, для овладения детьми новыми формами мышления. Бесспорно, что именно в игре происходит развитие всех мыслительных процессов, интегративных качеств личности ребенка и, конечно, обогащение речевой сферы. Кроме этого, являясь участником игровой деятельности, дошкольник учится управлять своим поведением: соблюдать правила, сотрудничать с партнерами по игре, делиться радостью победы. В игре происходит не только усвоение общественных норм поведения, но и накопление социального опыта межличностных отношений.
Для эффективного взаимодействия воспитателя и учителя-логопеда в коррекционной работе мы используем готовые игры, но всегда разрабатываем несколько вариантов для повышения интереса ребенка к игровой деятельности. Этот подход позволяет активизировать у ребенка мыслительные процессы, стимулирует желание проговаривать и осмысливать не только свои, но и действия партнеров по игре. В процессе такой работы была разработана картотека дидактических игр с обязательным указанием цели игры и основных задач (обучающей, коррекционной, развивающей, воспитательной).
Предлагаем вашему вниманию авторскую игру из этой картотеки:
«Рыбаки и рыбки»
Цели и задачи |
Оборудование |
Ход игры |
Цель игры: развитие связной речи.
Обучающая задача: уточнить знания детей по теме «рыбы».
Коррекционная задача: формировать фонетико-фонематическое восприятие,автоматизировать и дифференцировать звуки [Р],[ Рь].
Развивающая задача: развивать мелкую моторику и пространственную ориентировку.
Воспитательная задача: поддерживать активность в выполнении задания; учить взаимодействовать с партнером в игре, соблюдать правила игры
|
1.Рыбки из картона (на обратной стороне картинки со звуками [ Р],[Рь]).
2.Игрушечные удочки с магнитом(4 шт.).
3.Игрушечные ведерки.
4. Фишки для поощрения.
5. Игровой кубик.
|
Первый вариант: Ребенку предлагают рассмотреть рыбок, обращают внимание, что на обратной стороне расположена картинка с предметом на зв. [ Р] [ Рь] . Далее ребенок на удочку «ловит» рыб, проговаривая фразу: рыбка принесла мне …(название предмета).За правильный ответ ребенок поощряется фишкой.
Второй вариант: Игроки по очереди «ловят» рыб, проговаривая фразу: Я поймал рыбку с …(название предмета), или: Мне попалась рыбка с …(название предмета).
Третий вариант: Каждый игрок по очереди бросает кубик для «ловли» заданного количества рыб, проговаривая фразу: рыбка принесла мне …(название предмета).
Четвертый вариант: Игроки распределяют на какой звук [ Р] или [Рь], можно «ловить» предметы. Оставляют только соответствующих заданному звуку картинки. Выигрывает тот, у кого больше правильно подобранных слов. Количество игроков 2-4 ребенка. За правильный ответ ребенок поощряется фишкой. Выигрывает тот, у кого в конце игры больше фишек.
|
Изображения рыб наклеены на картон, к краю прикреплена канцелярская скрепка.
На обратной стороне рыбок приклеены картинки со звуками [Р], [ Рь].
Вашему вниманию предлагаются варианты игр на основе игры: «Рыбаки и рыбки»
«Узнай рыбку»
Цель игры: развитие связной речи.
Обучающая задача: учить выделять существенные признаки предмета.
Коррекционная задача: учить составлять предложения с опорой на сенсорные эталоны, автоматизировать звуки [ Р], [ Л].
Развивающая задача: совершенствовать навыки сравнения предметов по сенсорным признакам.
Воспитательная задача: учить взаимодействовать в группе игроков, соблюдать правила игры.
Ход игры
Первый вариант: Перед детьми выкладываются рыбки. Педагог: «Я загадала рыбку, у неё красные плавники и сиреневый хвост». Дети сравнивают описание рыб, выбирают подходящий вариант. Ребенок отвечает: «Я нашел рыбку, у неё красные плавники и сиреневый хвост». За правильный ответ ребенок получает фишку.
Второй вариант: Роль ведущего берет на себя ребенок.
Третий вариант: Роль ведущего по очереди переходит от одного ребенка к другому.
Выигрывает тот, у кого больше фишек. Играть могут от 2 до 5 человек.
|
«Четыре ведерка»
Цель игры: развитие фонетико-фонематического восприятия.
Обучающая задача: закреплять умение делить слова на слоги.
Коррекционная задача: развивать фонематический слух, автоматизировать звуки [ Р], [ Рь].
Развивающая задача: развивать мелкую моторику и пространственную ориентировку.
Воспитательная задача: учить взаимодействовать в группе игроков, соблюдать правила игры.
Ход игры
Первый вариант: На столе стоят четыре ведерка, на каждом обозначение количества слогов (один, два, три, и четыре слога). Перед детьми выкладываются рыбки. Игроки «ловят» рыб, проговаривают название картинки с обратной стороны и определяют количества слогов. Далее выбирают подходящее ведерко.
Второй вариант: Игроки распределяют между собой ведерки с обозначением количества слогов. Каждый «ловит» только тех рыб, на обратной стороне которых приклеены картинки с тем же количеством слогов в словах.
Выигрывает тот, у кого больше рыбок. Играть могут от 2 до 4 человек.
|
«Три ведерка»
Цель игры: развитие фонетико-фонематического восприятия.
Обучающая задача: учить определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец).
Коррекционная задача: развивать фонематический слух, автоматизировать звуки [ Р], [ Рь].
Развивающая задача: развивать мелкую моторику и пространственную ориентировку.
Воспитательная задача: учить взаимодействовать в группе игроков, соблюдать правила игры.
Ход игры
Первый вариант: На столе стоят три ведерка, на каждом обозначение места заданного звука в слове (начало, середина, конец). Перед детьми выкладываются рыбки. Игроки «ловят» рыб, проговаривают слово с обратной стороны и определяют место звука в слове. Далее выбирают подходящее ведерко.
Второй вариант: Игроки распределяют между собой ведерки с обозначением места заданного звука в слове. Каждый «ловит» только тех рыб, на обратной стороне которых приклеены картинки с определенным местом звука в слове.
Выигрывает тот, кто быстрее «наловил» 5 рыбок. Играть могут от 2 до 3 человек.
|
«Большой улов»
Цель игры: развитие связной речи.Обучающая задача: учить согласовывать существительные и прилагательные,
Коррекционная задача: автоматизировать звуки [ Р], [ Рь].во фразах.
Развивающая задача: развивать мелкую моторику и пространственную ориентировку.
Воспитательная задача: учить взаимодействовать в группе игроков, соблюдать правила игры.
Ход игры
Первый вариант: Перед детьми выкладываются рыбки. Игроки по очереди «ловят» рыб, проговаривают слово с обратной стороны (Пример: карандаш). Педагог задает ребенку вопрос: «Какой карандаш?» Ребенок подбирает подходящее по смыслу слово (Пример: деревянный карандаш). За правильный ответ ребенок забирает рыбку.
Второй вариант: Роль ведущего берет на себя ребенок.
Третий вариант: Роль ведущего по очереди переходит от одного ребенка к другому.
Выигрывает тот, у кого больше рыбок. Играть могут от 2 до 6 человек.
|
В целях подготовки воспитателей используются активные и интерактивные методы: консультации, семинары-практикумы, мастер-классы.
Таким образом, игры для автоматизации введенных в речь звуков могут быть использованы не только в работе учителя-логопеда, но и эффективно применяться в повседневной жизни детей старшего дошкольного возраста, а активная позиция воспитателя является необходимым условием в преодолении речевых нарушений у детей.
|