Главная » Авторские публикации » Статьи |
Подготовила учитель - логопед Зарипова Лилия Музагитовна Республика Башкортостан, город Туймазы Как показывают результаты логопедических обследований, за последние годы, нарушения произношения звуков у дошкольников увеличивается как количественно, так и качественно. Наряду с усложнением произносительной патологии наблюдается низкий уровень сформированности у детей фонематических процессов, лексико — грамматических категорий и связной речи. Для повышения эффективности коррекционной работы посредством активизации дошкольников в процессе преодоления нарушений звукопроизношения были созданы дидактические комплексы по формированию экологических представлений у дошкольников (приложение). Это связано с тем, что 2017 год по указу Президента РФ В.В. Путина, объявлен в стране годом экологии. Цель этого решения - привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны. Важно сказать, именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе родного края и страны. Природное окружение представляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования экологической культуры, что влияет на развитие их нравственных, патриотических чувств и интеллектуальных способностей. Воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которые включают:
В детском саду уделяется большое внимание на экологическое воспитание дошкольников, созданы все условия для развития наблюдательности (воспитатели ежедневно проводят наблюдения за погодой, насекомыми, деревьями, почвой, явлениями природы, читают стихи, рассказы о временах года, о животных, птицах, слушают музыку), умения бережно относится к окружающему миру, формирования представлений об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них, что способствует развитию психических функций дошкольников. Охранять природу от ее неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение — главная задача общества. И именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребенка огромное: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, и в конечном счете любовь к Отечеству. «Рыбе вода, птице — воздух, зверю — лес, степи, горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину» - так писал русский писатель М.М. Пришвин. Цель создания дидактических комплексов по формированию экологических представлений у дошкольников - организация условий для повышения мотивации коррекции звукопроизношения. Задачи:
Игры (дидактические комплексы) по формированию экологических представлений у дошкольников (все игры проводятся с картинками по теме) Игры на формирование фонетико — фонематических восприятия: 1. «Назови картины» (на заданный звук - на звук, который автоматизируется в речи). (по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»). Цель: автоматизация звука в речи, расширение предметного словаря. Ход игры: ребенок называет картины с заданным звуком. 2. «Четвертый лишний» (на заданный звук - на звук, который автоматизируется в речи). (по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»). Цель: автоматизация звука в словах, формирование фонетико — фонематического слуха, развитие мышления, внимания. Ход игры: ребенок находит картину, в названии которой не слышится изучаемый звук. 3. «Запомни и назови» (на заданный звук - на звук, который автоматизируется в речи). (по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы») (5 — 7 картин, в зависимости от возраста ребенка). Цель: автоматизация звука в словах, развитие мышления, внимания, памяти. Ход игры: выставляется 5 — 7 картин, ребенок называет и запоминает их, затем называет по памяти.
Игры на развитие лексико — грамматического строя речи: 1. «Мой, моя, моё» (по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Домашние животные», «Домашние птицы») Цель: автоматизация поставленного звука в словах , упражнение в различении существительных мужского, женского, среднего родов, соотнесение притяжательных местоимений мой, моя, моё с существительными. Ход игры: ребенок берет картину, называет с нужным словом — мой, моя, моё. 2. «Скажи ласково» (по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»). Цель: автоматизация поставленного звука в словах, упражнение в употреблении уменьшительно — ласкательных суффиксов существительных. Ход игры: ребенок, взяв картину называет слово ласково. 3. «Один — много» (по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»). Цель: автоматизация поставленного звука в словах, упражнение в образовании существительных во множественном числе. Ход игры: ребенок называет слово сначала в единственном, затем во множественном числе. 4. «Какой, какая, какое?» (1 вариант) (по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»). Цель: автоматизация поставленного звука в словах, формирование умения согласовывать прилагательные с существительными в роде. Ход игры: ребенок называет слово, согласовывая прилагательные с существительными. 5. «Какой, какая, какое?» (11 вариант) (по лексическим темам «Фрукты», «Овощи») Цель: автоматизация поставленного звука в словах, формирование умения образовывать относительные прилагательные в роде. Ход игры: ребенок называет слово, согласовывая прилагательные с существительными. 6. «Сосчитай — ка до 5» (по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Деревья», «Цветы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»). Цель: автоматизация поставленного звука в словах, упражнение в изменении сочетаний, образованных из числительных и существительных. Ход игры: ребенок считает слова — предметы до 5, согласовывая числительные и существительные. 7. «У кого кто?» (по лексическим темам «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»). Цель: автоматизация поставленного звука в словах, упражнение в назывании детенышей животных (птиц). Ход игры: ребенок называет детеныша животного (птицы), 8. «Четвертый лишний» (по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», "Деревья", "Цветы", «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы») Цель: автоматизация поставленного звука в словах, формирование фонетико — фонематического слуха, развитие мышления, внимания. Ход игры: ребенок определяет лишнюю картину, дает обоснованный ответ, почему лишний ( например, яблоко, груша, апельсин, свекла. Свекла лишняя, потому что овощ, а яблоко, груша, апельсин - фрукты).
Игры на развитие связной речи: 1. «Составь предложение с заданным словом» (по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Деревья», «Цветы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы») Цель: автоматизация поставленного звука в словах, формировать умение составлять предложение с заданным словом. Ход игры: ребенок берет картину и составляет предложение, включая это слово. 2. «Расскажи — ка» (по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Деревья», «Цветы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»). Цель: автоматизация поставленного звука в словах, составление рассказа о предмете (объекте), по предложенному плану (схеме), обогащение знаний воспитанников о предметах (объектах), развитие связной речи. Ход игры: ребенок с помощью взрослого, по предложенному плану (схеме), составляет описательный рассказ о предмете. | |
Просмотров: 4497 | | |
Логопедические пособия на заказ
|
|
Всего комментариев: 0 | |