19:27 Игры со всеми гласными буквами. Игры на закрепление И и Ь | |
1.«Обозначь мягкость». Я буду называть буквы, стоящие после твёрдых согласных, а вы — после мягких: А—Я, У—Ю, О—Ё, Э—Е, Ы—И. 2.«Назови парный звук». Я назову букву, а вы — её пару: О—Ё, Я—А, Е—Э, У— Ю, И—Ы, Ё—О и др. 3.«Догадайся и назови пару». По немой артикуляции губ дети догадываются и произносят пары гласных: губы овалом — О, Ё; в улыбке — Ы, И. Находят буквы на наборном полотне. 4.«Назови слог с парным звуком». а) МА-МЯ; ТО-ТЁ, ПЫ-ПИ и т. д.; б) чередование слогов с мягкими и твёрдыми согласными нарушается: СА-СЯ, СЁ-СО, СЮ-СУ, СЫ-СИ, СЕ-СЭ. 5.«Что напишем?» Я назову слог, а вы — звуки. Найдите соответствующие буквы: MA — М, А (ребёнок находит буквы, все читают); МЯ — М, Я (пишут и читают). -Почему написали букву Я? Потому что согласный звук в слоге МЯ произносится мягко — Мь, а мягкость обозначает буква Я. 6.«Что получится?» -Я назову две буквы, а ты — слог: Л, А — Л А; Л, Я — ЛЯ и др. Выводы: а) если согласные звуки произносятся мягко, то после них пишутся гласные буквы Я, Ё, Ю, Е, И; б) если же при чтении эти буквы стоят после согласных, то последние читаются мягко; в) после твёрдых согласных ставятся буквы первого ряда (гласные А, О, У, Э, Ы ), мы слышим твёрдые звуки и произносим их так же. 7.«Прочитай правильно». Берётся любая согласная буква на наборном полотне и подставляется попеременно к гласным первого и второго рядов, а дети читают: ЗА — ЗЯ, ЗО - ЗЁ, ЗУ - ЗЮ, ЗЭ - ЗЕ, ЗЫ - ЗИ. Буквы можно подставлять, не соблюдая порядка. 8.«Подставь и прочитай». Игра аналогична предыдущей, но теперь всё делает ребёнок. 9.«Напиши слог». Вызываются двое детей, один пишет слог с твёрдым согласным, другой — с парным мягким. 10«Читай правильно». Детям показывают подготовленные из печатных букв слоги, а они читают. 11..«Какую букву напишешь?» Я назову слово, а вы — букву: воз — О, вёз— Ё, ряд - Я, рад — А, лоб — О, клюв — Ю и т. д. 12.«Замени букву». Ребёнок составляет из букв слово, например лук, потом заменяет гласную букву парной и читает — люк (см. слова в разделе «Мягкие и твёрдые согласные»). Последними детям дают буквы Й и Ь. И — в отличие от И при чтении нельзя петь, так как этот звук не образует слога, потому и называется И краткий, т. е. короткий, непоющий звук. Ь — это не звук, только буква, она пишется лишь для обозначения мягкости согласных в конце слов и слогов: соль, маль-чик. В школе дети нередко путают буквы И—Й, поэтому следует обратить особое внимание на сравнение этих звуков и букв. Сначала дети отвечают на вопрос, на что похож знак над буквой Й; после многих вариантов приходят к выводу, что он напоминает перевёрнутую трубку на телефонном аппарате. -А будет ли тогда работать телефон? -Нет. -Вот и звук Й нельзя петь, ведь в букве Й есть такой знак; если же он отсутствует, то это И, а звук И образует слог, его можно петь. Затем обучающий подходит к ребёнку и спрашивает: -Чьи это буквы? — Мои [маи]. -Сколько слогов в этом слове? -МА-И, два слога. -Какие гласные мы слышим? -А, И. -А теперь вспомним последний месяц весны. -Май. -Сколько слогов в этом слове? -Один слог, гласный А. -Чем различаются слова на слух: мои [маи] и май ? (Сравниваются их слоговой, звуковой и буквенный составы.) Примерный ответ: «В слове мои — два слога, в слове май — один; в слове мои — два гласных звука, один согласный — М, в слове май — один гласный, два согласных — М, Й; в конце слова стоит Й (краткий), этот звук не образует слога». Игры на закрепление И и Ь1.«Один — много». Мой стол — мои столы; урожай — урожаи. Сарай, герой, бой. 2.«Узнай звук И в словах». Мой, доить, дойка, мойка, лей, герои, майка, читай, бои, рисуй... 3.«Что получится?» Если соединить буквы: А, Й — АЙ; О, Й — ОЙ; Э, Й — ЭЙ. Можно проанализировать эти слова (слоги, звуки, буквы). 4.«Напиши и сравни». Дети составляют из букв слова: бой — бои, герой — герои и другие, затем слова сравниваются, анализируются. 5.«Где мягкий знак?» Дети показывают зелёную фишку или мягкую игрушку, как только услышат мягкий согласный в конце слова: нос, лось, мать, кот, дом, семь и др. (Мягкость согласного звука в конце слова обозначается буквой Ь.) 6.«Найди разницу». Дети составляют слова из букв, затем сравнивают их по написанию и по значению. Слова: кон — конь, мол — моль, угол — уголь, дал — даль, был — быль, жал — жаль, цел — цель и др. 7.«Отбери и напиши». Дети отбирают картинки, названия которых пишутся с b на конце, и «пишут» их из букв. 8.«Раздели „соседей"». Цель: правильно делить на слоги слова, в которых первый слог заканчивается на Ь: галъ-ка, конь-ки, мальчик, пальчик, больно... 9.«Ь потерялся». Напишем галька без мягкого знака, что получится? Галка. Чем различаются эти слова? Почему? 10.«Что в конце слова?» Различение на слух и правильное написание в конце слов букв Й, И, Ь. Примерные слова: моль, мел, бой, мои, сараи, день, лань, дай... 11.«Придумай слово». Подобрать слова с Ь в конце слова; с Ь в середине слова; Й (кратким) в конце или середине слова; со звуком И в конце слова. | |
|
Логопедические пособия на заказ
|
|
Всего комментариев: 0 | |