20:18 Развитие речи детей 5-6 лет. «Дикие животные» | |
Цели: уточнить знания детей о животных; знать названия, их внешние признаки, повадки, как передвигаются, чем питаются, где живут и т.д.; образовывать сложные прилагательные, притяжательные прилагательные, существительные с помощью суффикса -ищ; подбор слов-антонимов; согласовывать числительные с существительными; упражняться в подборе эпитетов; развивать словарь по данной теме. Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изображением диких животных и их частей тела. Ход занятия 1. Организационный момент — Сядет тот, кто назовет животных, которые живут в лесу. 2. Беседа по картинкам о диких животных. Логопед выставляет картинки животных. — Как называются эти животные? (Дикие.) Почему? а) Логопед загадывает загадку: Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый — краса — А зовут ее ... (Лиса.) Какая лиса? (Хитрая, быстрая, рыжая, ловкая...) Кто еще живет с лисой? (лис, лисенок, лисята.) Дидактическая игра «Чье это?» (по картинкам) (Лисья морда, лисьи уши и т.д.) Образование сложных прилагательных: У лисы тонкие лапы. Какая лиса? (Тонколапая.) У лисы длинный нос. У лисы острые уши. У лисы короткие усы. У лисы рыжий хвост. У рыжей лисы красивая густая, пушистая шерсть. Тело ее очень подвижно, оно может изгибаться, вытягиваться при беге. У лисы длинный пушистый хвост. Мордочка вытянута, уши острые, стоячие, глаза с овальными зрачками. Ноги у лисы короткие, тонкие. Она всеядна, но больше всего любит свежее мясо. Охотится на мышей, водяных крыс, зайцев. У лисы хороший слух, обоняние. Зимой она слышит, как мыши пищат под слоем снега. Лиса быстро раскапывает снег и ловит их. У нее тоже много врагов, из которых самый опасный — волк. б) Логопед загадывает загадку: Ходит летом косолапо, А зимой сосет он лапу. (Медведь.) Какой медведь? (Косолапый, неуклюжий, бурый, лохматый ...) Дидактическая игра «Чье это?». (По картинкам.) (Медвежья лапа и т.п.) Назови членов семьи медведя. (Медведь, медведица, медвежонок, медвежата.) Как называется жилище медведя? (Берлога.) У медведя громадное, неуклюжее тело, покрытое бурой шерстью. У него большая голова, короткая и толстая шея, маленькие глаза. У медведя слабое зрение. Уши небольшие, круглые. Лапы при ходьбе он ставит внутрь когтями и наружу пятками. Поэтому медведя назвали косолапым. Медведь очень сильное животное. Питается грибами, ягодами, орехами, птицами, живущими на земле, и мелкими животными. Особенно любит полакомиться медом, и даже имя свое получил за это — медведь: ведает, где мед. Осенью он усиленно питается, накапливает жир. С наступлением холодов медведь засыпает в своей берлоге. в) Логопед загадывает загадку: Кто зимой холодной Бродит злой, голодный? (Волк.) — Продолжите предложение по смыслу: Волк — это папа в семье волков. Мама — ... (волчица). Дети — ... (волчата). Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом и с помощью суффикса -ищ: — У волчицы усы. У волчонка — усики. У волка — усищи. (Аналогично: глаза, нос, хвост.) — Какой волк? (Злой, голодный, серый, зубастый, клыкастый, лохматый...) Дидактическая игра «Чье это?» — Среди диких животных волк выделяется силой, умом, выносливостью. У волка грубая, густая шерсть, большая голова, широкий лоб, толстая шея, уши торчат, зубы острые. У волка хорошо развиты лапы. Они высокие, сильные, имеют крепкие острые когти. У волка прекрасное зрение. Он видит даже, в темноте. Слух острый. Может долго охотиться за добычей. И как только она теряет силы и не может бежать, волк сразу нападает на нее. Волк — хищный зверь, питается мясом, но добычей его становятся только слабые, больные животные. Не зря этого хищника называют «санитаром леса». Живет волк в логове, которое устраивает недалеко от водоема, в глухом месте. г) Логопед загадывает загадку: Зверька узнаем мы с тобой По двум таким приметам: Он в шубке беленькой зимой, А в шкурке серой — летом.(Заяц.) — Какой заяц? (Быстрый, трусливый, серый, белый, ловкий...)Дидактическая игра «Скажи наоборот»: черный — белый, смелый — трусливый, быстрый — медленный, веселый — грустный, умный — глупый, длинный — короткий. — У зайца красивая, пушистая, мягкая шерсть. Во время прыжка заяц выбрасывает вперед сначала длинные задние лапы, а потом передние короткие. Норы не делает. Днем лежит под кустом, 3. Физкультминутка 4. Продолжение беседы о диких животных. Логопед загадывает загадку: Хвост пушистою дугой. Вам знаком зверек такой? Острозубый, темноглазый, По деревьям любит лазать. Строит он свой дом в дупле, Чтобы зверю жить в тепле. (Белка.) Какая белка? (Быстрая, ловкая, красивая, пушистая, шустрая,рыжая...) Сосчитайте, сколько белок на картинке? (одна белка, две белки...) Большая белка — это мама. Как ее называют? (Бельчиха.) А маленькие — это дети. Как их называют? (Бельчата.) А один — (Бельчонок.) Дидактическая игра «Чье это?» — Белка — маленький, беззащитный зверек. У нее пушистая, рыжеватая шерстка, выпуклые черные глаза. Большой пушистый хвост, размером с саму белку. На затылке торчат ушки с кисточками. Зубы у белки большие, изогнутые и очень острые. Питается орехами, семенами хвойных деревьев. На зиму она делает в дуплах запасы орехов и желудей, сушит грибы на сучках кустарников. Белка спасается от врагов только тем, что прячется в густых ветках деревьев и дуплах. б) Логопед загадывает загадку: Сердитый недотрога Живет в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки ни одной. (Еж.) — Какой еж? (Колючий, сердитый, ловкий, быстрый, смелый, умный...) — Назовите его семью. (Еж, ежиха, ежата, ежонок.) Дидактическая игра «Закончи предложение». Ты увидел в лесу (кого?) ... ежа. Мы любуемся (кем?) ... ежом. Нам понравился (кто?) ... еж. Мы молока дадим (кому?) ... ежу. Я вам рассказала (о ком?) ... о еже. Еж — удивительное животное, приспособленное к самым опасным ситуациям. Тело его покрыто жесткими торчащими иголками. При опасности еж свертывается в комочек, и получается игольчатый мячик, за который не возьмешься. Питается зверек жучками, червячками, лягушками. Зимой еж спит в норке под корнем большого дерева. в) Логопед показывает картинку и рассказывает о лосе. — Лось — очень крупное животное. У него высокие ноги, сравнительно короткое туловище. На большой голове — рога. Окраска лося буровато-черная. Летом лось питается листьями, ягодами, грибами. Зимой, раскапывая снег, ищет сухую траву и ест кору деревьев. 5. Итог занятия Материал для закрепления I. Уточнить, почему они называются дикими животными, чем питаются, как передвигаются, где живут. Знать названия детенышей, семью. Подобрать эпитеты к каждому животному. Составить рассказ о любом животном. II. Грамматический строй речи и словообразование. 1. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей. Например: волк — волки — волков и т.д. 2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Например: белка — белочка и т.д. 3. Образование сложных прилагательных. Например: У лисы длинный хвост. Какая лиса? — Длиннохвостая. У зайца короткий хвост — ... тонкие лапы — ... , короткие лапы — ... , толстые лапы — ... , длинные уши — ... , острые уши — ... , короткие усы — ... . 4. Образование притяжательных прилагательных. Например: Нора лисы. Чья нора? — Лисья. Берлога медведя. — ... Дупло белки. — ... Логово волка. — ... Морда лисы. — ... Хвост зайца. — ... Образование существительных с помощью суффикса -ищ. Например: нос — носище и т.д. (лапы, хвост, усы, глаза, зубы). Подбор слов-антонимов. Например: У лисы длинный хвост, а у зайца короткий хвост. У медведя толстые лапы, а у лисы ... и т.д. 7. Согласование числительных с существительными. 8. Закрепить употребление предлогов: на, с, вокруг, между, из-за, около. С этими предлогами составить предложения и записать в тетрадь. | |
|
Логопедические пособия на заказ
|
|
Всего комментариев: 0 | |