20:46 Развитие речи детей 5-6 лет. «Посуда» | |
Цели: уточнить с детьми названия посуды; уметь называть и различать кухонную, столовую и чайную посуду; уметь называть части посуды и внешние признаки; образовывать существительные родительного падежа, с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательные от существительных; согласовывать числительные с существительными; составлять предложения с предлогами; активизировать словарь по данной теме. Оборудование: демонстрационный материал — посуда и картинки с изображением посуды; раздаточный материал — сюжетные картинки. Ход занятия 1. Организационный момент — Сядет тот, кто назовет несколько предметов (множественное число существительных): чашка, блюдце, тарелка, бокал, стакан, чайник, кружка, селедочница, сковородка, солонка и т.д. Например: чашка — чашки, бокал — бокалы и т.д. 2. Беседа о посуде Как одним словом можно назвать все эти предметы? (Посуда.) Какие предметы посуды вы еще знаете? Назовите столовые приборы, которыми мы пользуемся для еды?(Ложка, вилка, нож.) В какой посуде готовят пищу? (Кастрюля, сковородка, противень и т.п.) Как называется эта посуда? (Кухонная.) Какой посудой мы пользуемся, когда пьем чай? (Чашка, блюдце, сахарница, заварной чайник, конфетница и т.п.) Как называется эта посуда? (Чайная.) А как называется посуда, из которой едим (принимаем пищу)?(Столовая.) — Назовите столовую посуду. (Глубокая тарелка, мелкая тарелка, супница, салатница, солонка, селедочница и т.д.) Выставляются предметы посуды: а) кастрюля с крышкой. — Из каких частей состоит кастрюля? (Стенка, донышко, крышка, ручки.) (Аналогично рассматриваются чайник и стакан.) б) Сравнение предметов посуды: сковородка и кувшин. 3. Игровое упражнение «Подбери слова-действия к предметам» а) Чайник — стоит, наливают, выливают, доливают, моют, сушат, вытирают, чистят. б) Сахарница — кладут, высыпают, берут, насыпают, рассыпают. в) Кастрюля — закрывают, ставят, чистят, наливают и т.д. г) Чашка — пьют, наливают, разливают, выпивают и т.д. Логопед выставляет картинки с изображением посуды. — Назовите предметы посуды, которые сделаны из металла? Значит, они какие? (Металлические.) (Аналогично: из пластмассы, фарфора, стекла, алюминия, дерева, чугуна глины и т.д.) 4. Физкультминутка Вот большой стеклянный чайник, Дети «надувают» живот, одна рука на поясе, другая изогнута, как носик. Очень важный, как начальник. Вот фарфоровые чашки, Приседают, одна рука на поясе. Очень хрупкие, бедняжки. Вот фарфоровые блюдца, Кружатся, рисуя руками круг. Только стукни — разобьются. Вот серебряные ложки, Потягиваются, руки вверх, сомкнуть над головой, Вот пластмассовый поднос — делают большой круг. Он посуду нам принес. (И. Нищева) 5. Игра с мячом Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом: чашка — чашечка, ложка — ложечка и т.д. Дидактическая игра «С о с ч и т а й». Составление предложений по сюжетным картинкам с использованием предлогов. 6. Рассказ логопеда Посудой люди пользовались с древних времен. Сначала она была деревянная. Русская национальная посуда так и осталась деревянной и глиняной. Потом появилась стеклянная, металлическая, фаянсовая,фарфоровая посуда. Появились сервизы. Люди очень бережно относятся к посуде, поскольку она может разбиться, и пропадет труд человека, который ее делал. Посуду моют, чистят, вытирают, чтобы она всегда была чистой и из нее приятно было есть. Как надо ухаживать за посудой: сначала тарелки и чашки освобождают от остатков пищи, затем моют горячей водой с мылом или другими моющими средствами, затем ее основательно прополаскивают. Ставят в сушку, вытирают и убирают в шкаф. 7. Итог занятия Материал для закрепления Уметь различать и называть кухонную, столовую и чайную посуду. Знать внешние признаки посуды, ее назначение. Составить и записать описательный рассказ о чайнике, кастрюле по плану: название; внешние признаки; из чего сделана; назначение. Грамматический строй речи и словообразование. 1. Образование единственного и множественного числа существительных именительного и родительного падежей. Например: кофейник — кофейники — кофейников и т.д. 2. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. Например: миска — мисочка и т.д. 3. Образование прилагательных от существительных. Например:сковорода из чугуна — ... , чашка из фарфора — ... ,солонка из дерева — ... , хлебница из железа — ... , стакан из стекла — ... . 4. Согласование числительных с существительными. Согласование существительных с притяжательными местоимениямимоя, мое, моя, мои. Составить предложения с предлогами: в, на, из, со, около, между. | |
|
Логопедические пособия на заказ
|
|
Всего комментариев: 0 | |