22:01 Развитие речи детей 5-6 лет. «Насекомые» | |
Цели: познакомить детей с понятием «насекомые»; уточнить названия, внешние признаки, их строение; упражняться в составлении предложений с предлогами; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; развивать словарь по данной теме, внимание, память. Оборудование: предметные картинки Ход занятия 1. Организационный момент Назвать времена года, начиная с зимы. Какое время года я не назвала? Лето наступает после какого времени года? Какое время года наступает за летом? Назовите три месяца лета. Назовите приметы лета. 2. Тематическая беседа о насекомых а) Логопед загадывает загадку и выставляет картинку: И под тяжелой ношей Спешит на помощь друг. Тут народ хороший, В беде не бросят вдруг. Без работы — хоть убей! — Жить не может ... (Муравей.) — Муравьи — полезные насекомые. У них есть голова, грудь, брюшко и три пары лапок. Они очень маленькие и очень трудолюбивые. Их называют «санитарами леса». За один день они уничтожают большое количество вредных насекомых. Муравейники надо беречь и оберегать! б) Логопед загадывает загадку: Шевелились у цветка Все четыре лепестка, Я сорвать его хотел, Он вспорхнул и улетел. (Бабочка.) (Е. Серова) (Вывешивается картинка.) — Больше всего бывает бабочек в мае и июне. В мае над огородом начинают летать белые бабочки с черными пятнышками на крыльях. Перелетая с листа на лист, бабочка откладывает на них свои яички, из которых появляются гусеницы. Когда гусеница насытится, она обматывает себя липкой паутиной и становится коконом или куколкой. Внутри кокона идет работа — превращение толстой гусеницы в красавицу-бабочку. Бабочки садятся на цветы и питаются их нектаром, доставая его хоботком. в) Логопед загадывает загадку: Иглы взял у кузнеца, Цвет — у огурца, Крылья — у морошки, Ножки — у блошки. (Кузнечик.) (Вывешивается картинка.) С детьми уточняются характерные особенности строения кузнечика. Подбор слов-признаков, слов-действий (муравей, кузнечик, бабочка). Дидактическая игра «Составь предложение». Дети, используя схемы, составляют предложения с предлогами. г) Логопед загадывает загадку: Шесть ног без копыт Летит — жужжит, Упадет — землю роет. (Жук.) Как называются части тела жука? Куда прикрепляются лапы? (К груди.) Чем покрыто тело? (Жесткими крыльями.) Что на голове? (Глаза, ушки, рот, усики.) Прозрачные тонкие крылья у майского жука спрятаны, видны они только в полете. Его назвали так потому, что именно в мае они появляются. Особенно их много по вечерам. Они летают низко над землей и жужжат. Голова черная, крылья — красные, на крыльях точки — пятнышки. Да жив ли он? Жив! Только прикинулся мертвым: сложил свои ножки, спрятал усики и ждет, чтобы отпустили. Кто это? (Божья коровка.) — Чем отличается божья коровка от майского жука? 3. Физкультминутка Прилетела к нам вчера Дети «летают», Полосатая пчела машут руками, А за нею шмель — шмелек И веселый мотылек, Два жука и стрекоза, Как фонарики, глаза. Пожужжали, полетали, жужжат, От усталости упали, падают. (Н. Нищева) 4. Отгадывание загадок Что за девчонка: В поясе тонка, Огромные очи. Летит — стрекочет. (Стрекоза.) Домовитая хозяйка Пролетает над лужайкой. Похлопочет над цветком — Он поделится медком. (Пчела.) Не зверь, не птица, Носок, как спица, Летит — кричит, Сядет — молчит. (Комар.) (Дети отгадывают загадки. Логопед выставляет картинки.) Целый день летает, Вам надоедает, Ночь настанет, Тогда перестанет. (Муха.) — Муха — это очень вредное насекомое, потому что на своих лапках она переносит болезни. Сядет муха на хлеб и оставит там микробы. Вот почему всегда надо закрывать пищу от мух, мыть стол, тарелки, руки. Мухи бывают разные: большие и маленькие; в Африке есть ядовитая муха це-це. С мухами надо бороться чистотой и аккуратностью. Тогда не страшны будут вам никакие болезни. Дидактические игры «Запомни и повтор и», «Что изменилось», «Назови ласково». 5. Дидактическая игра «Закончи предложение» Муха разносит ... (болезни). Пчела собирает... (мед). Комар кусает ... (человека). Бабочка летает... (цветком). Жук грызет ... (кору). Божья коровка поедает ... (тлю). На земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые» — от слова «насекать». Насекомые — обжоры: они едят все: зелень, мелких насекомых. Насекомые бывают большие и маленькие. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие — один день. В природе появляются только тогда, когда тепло (весной, летом). Насекомых поедают птицы. Среди насекомых имеются вредители — переносчики болезней человека и животных; есть и полезные — опыляют растения, дают продукты и сырье (мед, воск, шелк). Иногда людей сравнивают с насекомыми. Угадайте, про какого человека можно сказать: «трудолюбивый, как пчела», «назойливый, как муха». 6. Итог занятия Материал для закрепления I. Уметь называть и различать насекомых, знать внешние признаки, их строение. Уметь составлять описательные рассказы о насекомых. Закрепить словарь по данной теме. II. Грамматический строй речи и словообразование. 1. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Например: комар — комарик. 2. Образование сложных слов. Например: Бабочки разного цвета. Какие бабочки? — Разноцветные. 3. Согласование числительных с существительными. Дидактическая игра «Сосчитай». | |
|
Логопедические пособия на заказ
|
|
Всего комментариев: 0 | |