21:04 Развитие речи детей 5-6 лет. «Грибы» | |
Цели: уточнить знания детей о грибах; учить различать съедобные и несъедобные грибы; знать внешние признаки; учить составлять описательные рассказы; согласовывать числительные с существительными; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнять в подборе слов-антонимов; закрепить употребление предлогов; закрепить словарь по теме. Оборудование: демонстрационный материал — картинки по данной теме; раздаточный материал — предметные картинки в конвертах на каждого ребенка. Ход занятия 1. Чтение стихотворения «Чух-чух-чух», Мчится поезд во весь дух. Паровоз пыхтит, — «Тороплюсь», — гудит: «У-У-У-» 2. Дидактическая игра «Сбор грибов» Дети «приезжают» в лес. Какое сейчас время года? (Осень.) Лес какой? (Смешанный, хвойный, тихий, золотой и т.д.) День какой? (Солнечный, пасмурный, дождливый, теплый, светлый и т.д.) У детей в руках корзинки. Дети собирают грибы. В процессе сбора уточняются названия грибов, внешние признаки, строение и понятия «съедобные» и «несъедобные». БЕЛЫЙ ГРИБ — шляпка коричневая, круглая, ножка толстая. В глухом бору стоять привык На толстой крепкой ножке я. Найти попробуйте меня. ПОДБЕРЕЗОВИК — растет в основном под березой, шляпка круглая, ножка тонкая, высокая, шляпка темно-коричневого цвета. Подберезовик хорош. На опавший лист похож. ПОДОСИНОВИК — с красной шляпой, ножка высокая. В красной шляпке, словно гном, Я под осиной выбрал дом. ЛИСИЧКИ — желтого цвета, с невысокой ножкой, шляпка вогнутая. Лисички рассыпались Желтою стайкой, Как будто погнались За солнечным зайкой. ОПЯТА — грибы светло-коричневого цвета на тонких ножках с «воротничком», растут «семьями». Опята букетом Стоят на пеньке. Найдется им место В твоем кузовке. СЫРОЕЖКИ — шляпки могут быть красного, желтого, зеленого и других цветов, ножки белые, грибы хрупкие. В шляпках модных, симпатичных, Яркий праздничный наряд... Сыроежками нас кличут, Но сырыми не едят. МУХОМОР — самый распространенный ядовитый гриб. Ножка длинная, есть белый воротничок. Шляпка красная, круглая, в белую крапинку. Возле леса на опушке, украшая темный бор, Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый мухомор. Шляпка красная, в горошек, Воротник на тонкой ножке. Этот гриб красив на вид, Но опасен, ядовит. БЛЕДНАЯ ПОГАНКА — смертельно ядовитый гриб. Ножка длинная, у корня находится мешочек, из которого гриб растет. Есть воротничок, шляпка круглая, неровная, по цвету бледная. Я не привыкла нравиться, Кто съест меня — отравится. 3. Физкультминутка По дорожке шли, - Маршируют, Боровик нашли - наклонились, Боровик боровой - показали, В мох укрылся с головой, - руки над головой в «замке», Мы его пройти могли — ходьба по кругу. Хорошо, что тихо шли. (А. Прокофьев) 4. Грамматический строй и словообразование а) Согласование числительных с существительными. Дидактическая игра «Сколько грибов собрали?» б) Закрепление правильного употребления предлогов. (Как называется этот гриб? Где он растет? Под каким деревом? Срежем откуда? Положим куда? и т.д.) в) Употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов. (В лесу растут большие грибы и маленькие. Большой мухомор и маленький мухоморчик и т.д.) г) Подбор слов-антонимов: У белого гриба ножка толстая, а у подберезовика — тонкая. У подосиновика шляпка гладкая, а у мухомора — шероховатая. У лисички шляпка вогнутая, а у опят — выгнутая. Гриб высокий, а рядом — низкий и т.д. д) Согласование существительных множественного числа родительного падежа. — Мы собрали много ... ? (Подосиновиков, опят, сыроежек и т.д.) 5. Составление описательных рассказов Что это? Где растет? Под каким деревом? Строение. Цвет, форма. Величина. В каком виде употребляем? 6. Итог занятия Материал для закрепления I. Уточнить названия грибов, их строение (грибница, ножка, шляпка). Уметь различать съедобные и несъедобные грибы. Подобрать эпитеты к слову грибы. Составить описательные рассказы. II. Грамматический строй речи и словообразование. 1. Образование существительных множественного числа родительного падежа. Например: лисичка — лисички — лисичек и т.д. 2. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. Например: гриб — грибочек и т.д. 3. Дидактическая игра «Чей?» Согласование притяжательных местоимений с существительными. 4. Подбор слов-антонимов. Например: большой гриб — маленький гриб, высокая ножка — ... , толстая ножка — ... и т.д. 5. Согласование числительных с существительными. Дидактическая игра «Сосчитай». 6. Употребление предлогов: в, на, из, под, из-под, около, между, рядом. Придумать предложения с предлогами по данной теме. | |
|
Логопедические пособия на заказ
|
|
Всего комментариев: 0 | |