23:48 Развитие речи детей 5-6 лет. «Зимующие птицы» | |
Цели: закрепить и уточнить название зимующих птиц; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, приставочные глаголы; согласовывать числительные с существительными; подбор слов-антонимов; развивать словарь, внимание. Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изображением зимующих птиц; раздаточный материал — семена растений, карточки с разным количеством зимующих птиц, картинки с изображением птиц. Ход занятия 1. Организационный момент — Сядет тот, кто сидит за первым, вторым, ... , шестым столом. 2. Беседа о времени года Как вы думаете, какое сейчас время года? Как вы догадались? Какой день зимой? Какая ночь? Что можно сказать о снеге? Какой бывает лед? 3. Рассказ о птицах а) Логопед загадывает загадку: Спинкою зеленовата, Животиком желтовата. Черненькая шапочка И полоска шарфика. (Синица.)(Выставляется картинка.) — Синица какая, если у нее желтая грудь? Тонкие лапы? Короткий клюв? б) Логопед загадывает загадку: Каждый год я к вам лечу. Зимовать у вас хочу. Ведь еще красней зимой Ярко-красный галстук мой. (Снегирь.)(Выставляется картинка.) — С наступлением холодов многие птицы улетают на юг, в жаркие страны. А снегири только зимой прилетают к нам. Они зовутся снегирями потому, что появляются вместе со снегом. Дело в том, что для снегирей наши леса и есть «теплые края», летом они живут гораздо севернее. Увидеть зимой этих птиц нетрудно: их красные грудки, голубовато-серые спинки, черные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на фоне белого снега. У самок грудь серого цвета. Снегири питаются семенами сорных растений и ягодами, которые можно отыскать в наших лесах зимой, рябиной. Весной снегири уже будут далеко на севере, на родине. Совьют там гнезда, выведут и выкормят птенцов. Осенью и в начале зимы снова раздается их низкий звонкий посвист: «жю-жю-жю». в) Логопед загадывает загадку: В серой шубке перовой И в морозы он герой. Скачет, на лету резвится. Не орел, а все же птица. (Воробей.) (Выставляется картинка.) Воробей — маленькая птичка. У него серо-коричневое оперенье, маленький острый клюв, небольшое туловище, короткий хвост, тонкие лапки. Питается хлебными крошками, ягодами, зернами, семечками. Воробей — шустрый, быстрый, ловкий, драчливый, боевой, смелый. Если воробей нахохлится, то завтра жди сильного мороза. Почему синицу, воробья, снегиря называют птицами? Какие это птицы? (Зимующие.) А каких еще зимующих птиц вы знаете? (Голубь, ворона, дятел, сорока, клест, кукушка и т.д.) (Выставляются картинки зимующих птиц.) Что есть общего у всех птиц? (Туловище, крылья, перья, клюв, лапы, хвост.) Чем они отличаются? (Размером, окраской, опереньем.) У каждой птицы, как у человека, свой характер. Как вы думаете, какой характер у снегиря? (Ленивый, грустный, малоподвижный и т.д.) А какая синица? (Тонкая, юркая, веселая, умная и т.д.) ~ Что можно сказать про воробья? (Драчливый, веселый, удалой, боевой, шустрый и т.д.) — А вы знаете, как эти птицы подают голоса? Воробей — чирикает. Синица и снегирь свистят, когда сыты, а если холодно и голодно, то шипят. Ворона — каркает. Голубь — воркует. Сорока — трещит и т.д. Голодно и холодно зимой птицам. Люди заботятся о них, делают для птиц кормушки. А как вы думаете, чем питаются птицы зимой? Я вам покажу семена, которыми можно подкормить птиц. Это семена от дыни. Какие семена? — Дынные. Их ест синица. Это семена от арбуза. Какие семена? — Арбузные. Их ест снегирь. Это семена от ясеня. Какие семена? — Ясеневые. Их тоже любит снегирь. Семечки подсолнуха, пшено. Как вы думаете, для каких птиц? А еще у нас есть сало, какая птица любит сало? 4. Физкультминутка Птички прыгают, летают, - Дети прыгают, «летают», Птички прыгают, поют, - «поют», Птички крошки собирают - «собирают», Зернышки клюют - «клюют», Перышки почистили - «чистят». Перышки почистили, Клювики почистили, Клювики почистили, Дальше полетели - «Улетают», И на место сели - садятся. (Проводится дыхательная гимнастика.) 5. Дидактическая игра «Сосчитай» (У детей карточка с разным количеством зимующих птиц.) 6. Дидактическая игра «Скажи ласково» (по карточкам) Дидактическая игра «Скажи наоборот» У воробья туловище мелкое, а у вороны — ... (крупное). У вороны клюв большой, а у воробья — ... . У воробья хвост короткий, а у вороны — ... . У воробья лапки тонкие, а у вороны — ... и т.д. 7. Дидактическая игра «Доскажи словечко» Образование приставочных глаголов: Синица с елки ... (улетела). Синица в кормушку ... , вокруг кормушки .... С ветки на ветку .... Синица в дупло ... и т.д. 8.Итог занятия Материал для закрепления I. Уточнить и закрепить названия зимующих птиц. Почему называются «зимующими»? Их строение, внешние признаки, повадки, как передвигаются, чем питаются. Дать характеристику каждой птице (воробей — шустрый, драчливый, быстрый, ловкий и т.д.)- Составить описательный рассказ о любой зимующей птице. II. Грамматический строй речи и словообразование. 1.Образование множественного числа существительных именительного и родительного падежей. Например: синица — синицы — синиц и т.д. 2. Образование сложных прилагательных. Например: У сороки белые бока — белобокая сорока. У снегиря красная грудь — ... . У воробья короткие лапы — ... . У вороны длинный клюв — ... . У дятла красная голова — ... . У синицы желтая грудь — ... . 3. Образование приставочных глаголов. Придумать предложения со словами: слетел, улетел, влетел, прилетел, подлетел, отлетел, перелетел. 4. Согласование числительных с существительными. Дидактическая игра «Сосчитай». 5. Согласование притяжательных местоимений с существительными. Например: О какой птице можно сказать мой? ... моя? ... мои? 6. Закрепить употребление предлогов: в, на, с, со, из, под, около, за.Составить предложения с этими предлогами. | |
|
Логопедические пособия на заказ
|
|
Всего комментариев: 0 | |