Главная » 2014 » Сентябрь » 4 » Занятие № 47 Тема: Составление рассказа - сравнения по картинкам. «Насекомые»
19:03
Занятие № 47 Тема: Составление рассказа - сравнения по картинкам. «Насекомые»

Цели:

  • отрабатывать правильное дыхание;
  • активизировать работу органов артикуляции;
  • разнообразить голосовые модуляции;
  • упражнять в координации слова с движением;
  • развивать чувства ритма;
  • обучать мышечной релаксации;
  • отрабатывать замедленный темп, чувство расслабленности в отражённой речи.
  • лексико-грамматическая работа по теме «Насекомые».

Ход занятия.

1. Организационный момент

Отгадывание загадок.                                            

Чемпион по прыжкам                                              Голубой аэропланчик

Скачет, скачет по лужкам.                                      Сел на белый одуванчик.

                (Кузнечик)                                                                       (Стрекоза)

Волосата, зелена                                                      Я на дереве сижу

В листьях прячется она.                                          И жужжу, жужжу, жужжу.

Хоть и много ножек,                                                                       (Жук)

Бегать всё ж не может.

               (Гусеница)                                                   Ни зверь, ни птица,

                                                                                   А нос, как спица.

Спал цветок и вдруг проснулся -                            Летит – кричит,

Больше спать не захотел.                                         Сядет – молчит.

Шевельнулся, встрепенулся,                                   Кто его убьёт,

Взвился вверх и улетел.                                           Свою кровь прольёт.

              (Бабочка)                                                                             (Комар)

 

Кто на себе свой дом носит?

                 (Улитка)

 Выставляются картинки-отгадки.

2. Сообщение темы.

Давайте назовём одним словом, кто это? ( Насекомые.)  А почему они так называются,  я вам сейчас расскажу. Название «насекомые» произошло от слова «насечка». Приглядевшись можно заметить, что тело любого насекомого – жука, бабочки, кузнечика и мухи – действительно состоит из отдельных членников-сегментов (насечек). Они обеспечивают подвижность тела. Тело насекомых делится на три отдела: голову, грудь и брюшко. Ног у большинства насекомых осталось всего шесть: по одной паре на каждом сегменте груди. Помимо этого, на груди у многих насекомых образовались новые органы движения – крылья.

Дефектолог. Я буду издавать звуки, а вы должны отгадать, какое насекомое я копирую. Чтобы ушки внимательно слушали, давайте их разомнём.

Самомассаж «Игра с ушками»

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем с вами мы играть.

Есть у ушка бугорок

Под названьем «козелок».

Напротив ушко мы помнём

И опять считать начнём.

 

Раз, два, три, четыре, пять –

Продолжаем  мы играть.

Сверху в ушке ямка есть,

Нужно ямку растереть.

Раз, два, три, четыре, пять –

Продолжаем  мы играть.

 

Из ушка к верхушке

Дорожка идёт,

По этой дорожке

Наш пальчик пройдёт.

Погладим её мы,

Чтоб гладкой была…

И дальше продолжилась

Наша игра.

 

Снизу в ушке ямка есть,

Нужно ямку растереть.

Раз, два, три, четыре, пять –

Продолжаем  мы считать.

 

Ушкам отдыхать пора

Вот и кончилась игра.

Поглаживание ушных раковин.

Звуки: з-з-з-з-з-з, ц-ц-ц-ц-ц-ц, ж-ж-ж-ж-ж-ж, ч-ч-ч-ч-ч-ч.

 

Фонопедические упражнения «Весной»

Солнце светит ярко,

(Дети поют восходящий звукоряд на слог «ля», показывая движение вверх рукой)

И сосулькам жарко.

(Произносят слог «кап» в нисходящем движении, ударяя указательным пальцем по ладони другой руки)

Ручейки бегут,

(Произносят: «Бл-л-л…», быстро двигая языком вправо-влево)

Песенки поют.

( Показывают рукой «волну» и пропевают звук «у» в соответствии с движением руки, глиссандируя то вверх, то вниз)

Появились жуки

(Продолжительно тянут звук «ж», положив ладонь на грудь)

Мухи,

(Произносят звук «н», положив ладонь на темя)

Пчёлы,

(Произносят звук «в», приложив ладони к щекам)

Комары.

(Произносят звук «з», положив руку на шею спереди)

Даже дедушка медведь

(Пропевают пентахорд (пятиступенный звукоряд) вверх и вниз на слог «ра».

Начал громко песни петь.

Рады солнышку ребята.

Все довольны тёплым днём.

Так давайте, ребятишки,

Песню о весне споём.

 

Массаж рук и ног «Весенний дождь»

(дети проговаривают текст чётко и ритмично)

Поутру надел на ножки

Дождь хрустальные сапожки.

(Легко «пробегают» пальчиками правой руки по левой от кисти к плечу)

Где наступит сапожок –

Там раскроется цветок.

(Похлопывают ладонью)

От дождя травинки

Распрямляют спинки.

(Поглаживают ладонью)

При повторении дети выполняют массаж левой руки, затем бёдер (делая движения обеими руками). Все движения идут от периферии к центру.

 

Составление рассказа-сравнения.

Кто это? (Это пчела и муха)

Строение тела. Сходство. (У них есть головка, брюшко,  две пары крылышек, три пары лапок, усики.)

Различия. (Муха чёрного (тёмного) цвета, у пчелы мохнатое брюшко коричневого цвета с жёлтыми полосками.)

Польза (вред) (Пчела приносит человеку пользу (мёд), а муха – очень вредное насекомое – переносит опасные микробы.)

 

«Скажи правильно»

Бабочка прыгает с цветка на цветок. Кузнечик стрекочет на дереве. У мухи десять лапок. Муха приносит сладкую пользу человеку. У жука нет крыльев. Муравьи живут в дупле.

 

Игра «Сложи картинки»

У каждого ребёнка две картинки с насекомыми, разрезанные на 5 частей.

 

3. Физминутка «Бабочка»

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – расой она умылась.

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела.

На четыре – улетела.

 

Образование форм родительного и предложного падежей существительных

Дефектолог. Насекомых в природе очень много. Давайте скажем об этом.

Муха – мухи – много мух

Пчела – пчёлы – много пчёл

Комар – комары – много комаров

Жук – жуки – много жуков

Муравей – муравьи – много муравьёв и т.д.

 

Упражнения для пальчиков.

Я весёлый майский жук.               

(Сжать кулачок, указательный палец и мизинец развести)

Знаю все сады вокруг.                    

(В стороны – «усы», пошевелить ими.)

Над лужайками кружу, а зовут меня Жужу.

Не кусай, комарик злой!                

(Сжать кулачок, указательный палец вперёд (»хоботок»).)

Я уже бегу домой.                          

(Мизинец и большой пальцы, расслабив опустить вниз – «лапки».)

Пчела села на цветок,      

(Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им)                                   

пьёт она душистый сок.                 

(Затем то же самое – пальцем левой руки.).

 

Упражнении на координацию речи с движением.

Вот какая стрекоза – очень круглые глаза.      

(Руки в стороны, затем круговые движения кулачков на уровне глаз.)

Вертится как вертолёт: Вправо, влево, взад, вперёд                  

(Руки в стороны, движения вокруг своей оси, затем руки на пояс, наклоны.)

Поднимайте плечики, прыгайте, кузнечики!                         

(Энергичные движения плечами, приседания, прыжки на месте.)

Прыг – скок, прыг – скок.

Сели, сели,

Травушку покушали,

тишину послушали,

Выше, выше, высоко,

прыгай на носках легко!

 

4. Подведение итогов занятия.

 

Авторы: Творческая группа учителей-дефектологов школьных ПКПП г. Полоцка 2007-2008 уч.г.

Ещё по данной теме:


Категория: Логопедические занятия с заикающимися детьми | Просмотров: 4754 | Добавил: Evita | Теги: заикание | Рейтинг: 5.0/4

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Картотека "Учимся читать, играя"

Речевая карта с демонстрационным материалом для ребёнка 2-3 лет

Всего комментариев: 0
omForm">
avatar