Главная » 2014 » Июнь » 20 » Занятие № 60 Тема: Чтение стихотворения по ролям. «Наши чувства»
21:47
Занятие № 60 Тема: Чтение стихотворения по ролям. «Наши чувства»

Цели:

  • закреплять навыки правильной речи, соблюдая речевые правила;
  • упражнять в чтении текста с соблюдением логических пауз, ритма, интонации;
  • продолжить работу по развитию общих речевых навыков;
  • развивать лексико-грамматический строй речи;
  • продолжить обучение мышечной релаксации;
  • коррекция познавательных процессов;
  • упражнять в координации слова с движением.

                                                      Ход занятия.

1. Организационный момент.

Прочитать предложение, выделяя смысловые слова.

Я получил отличную отметку. Я получил отличную отметку. Я получил отличную отметку. Я получил отличную отметку.

2. Речевая зарядка.

Упражнения на развитие дыхания.

№ 1 – «Надуй шарик». Выполняется сидя или стоя, одна рука находится на животе, другая       –  сбоку на нижней части грудной клетки. Сделать глубокий вдох через  нос (живот при этом немного выпячивается вперёд и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той или иной рукой). После вдоха сразу же произвести свободный, плавный выдох, живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение.

                                       Вот мы шарик надуваем,

                                       А рукою проверяем.

                                       Шарик лопнул – выдыхаем,

                                       Наши мышцы расслабляем.

№ 2 – «Шагают ножки». Во время ходьбы на месте руки вверх – вдох, опустить руки – выдох.       

                                       По ровненькой дорожке,

                                         По ровненькой дорожке

                                         Шагают наши ножки,

                                         Шагают наши ножки,

                                         По пням, по кочкам,

                                         По камушкам, по камушкам. 

                                         В ямку – бух! (Присесть)

№ 3 – «Задуй свечу». Сидя на стуле, левую ладонь положить на живот для контроля правильного речевого дыхания. В правой руке – полоска бумаги. Спокойно, неслышно вдохнуть ртом. Почувствовать, как при этом надулся живот. Затем сразу же начинать медленно, постепенно выдыхать  - «гасить свечу», произнося «ф-ф-ф-ф…».

Упражнения на развитие голоса.

№ 1 – «Ходьба по кругу». Ходить по кругу под звучание бубна или барабана: громкие удары – шагать, высоко поднимая ноги и громко произнося топ-топ-топ, удары потише – шагать обычно, произнося топ-топ-топ голосом разговорной громкости, тихие удары – слегка поднимать ноги и произносить звукосочетания тихо.

                                     Мы хлопаем руками: хлоп – хлоп – хлоп.

                                     Мы топаем ногами: топ – топ – топ.

№ 2. – «Самолёт». Стоя, медленно поднимать руки вверх, а затем опускать, произнося «у-у-у» вначале низким голосом, который постепенно повышается, а затем снижается. Текст читает логопед.

                                 Самолёт идёт на взлёт – у-у-у.

                                 (Низкий голос, руки постепенно поднимаются до пояса.)

                                 Самолёт летит – у-у-у-у-у-у-у-у.

                                 (Голос высокий, руки в стороны.)

                                 В нём мотор гудит, самолёт садится – у-у-у-у.

                                 (Голос низкий, руки постепенно опускаются.)

№ 3 – «Ребята заблудились». Ходьба по кругу, спокойное ритмическое дыхание, на выдохе произносить: «ау-ау-ау», изменяя силу голоса.

                                 Летом Вова и Марина

                                 В лес ходили за малиной.

                                Они кричали в лесу:

                                Ау-ау-ау-ау!

3. Сообщение темы занятия.

- Сегодня на занятии мы будем учиться читать выразительно по ролям.

4. Основная часть.

Игровое упражнение  «Подскажи нужное слово». (Работа с карточками.)

Задание: прочитать стихотворение выразительно, добавляя нужное слово.

                                Те, кого охватит страх,

                                Произносят слово «…».     (Ах!)

                                Кто встречается с бедой,

                                Произносят слово «…».     (Ой!)

                                Кто отстанет от друзей,

                                Произносит слово «…».     (Эй!)

                                У кого захватит дух,      

                                Произносит слово «...».     (Ух!)

Работа над стихотворением Эдуарда Успенского «Что случилось в доме?»

Краткий рассказ логопеда об Э. Успенском.

Эдуард Успенский – очень добрый и весёлый человек, большой и настоящий друг детей. Он – детский писатель. Он придумал Чебурашку и крокодила Гену, написал много стихотворений. Послушайте одно из его стихотворений. Оно называется «Что случилось в доме?»

Выразительное чтение стихотворения логопедом, в сопровождении выразительной мимики, жестов.

                                Мама приходит с работы,

                                Мама снимает боты,

                                Мама проходит в дом, мама глядит кругом.

                               - Был на квартиру налёт?

                               - Нет!

                               - К нам приходил бегемот?

                              - Нет!

                              - Просто приходил Серёжка, поиграли мы немножко.

                              - Значит это не обвал?

                              - Нет.

                              - Слон у нас не танцевал?

                              - Нет.

                               Очень рада, оказалось, я напрасно волновалась.

Беседа по содержанию стихотворения:

- Как чувствовала себя мама после работы?

- Что она увидела дома?

- Можно ли сына назвать заботливым и внимательным?

- Как должен себя чувствовать мальчик?

Сравнение речевых «портретов». 

«Яркий» портрет стихотворения: поза, взгляд, голос, артикуляция, мимика, жесты (мама усталая, удивлённая, огорчённая). Чтение стихотворения учеником с соблюдением интонации.

«Бесцветный» портрет стихотворения: логопед читает стихотворение нарочито невыразительно, невнятно, показывая, какой в этом случае получается «портрет» (серый, скучный, неинтересный).

Чтение стихотворения детьми в лицах.

5. Физминутка.

                                       «Зарядка»

                        Эй, ребята, что вы спите?!

                        На зарядку становитесь!

                        Справа – друг и слева – друг!

                        Вместе все – в весёлый круг!

                        Топни левою ногой!

                        Влево шаг! И снова стой.

                        Повернись направо к другу.

                       Левую дай другу руку.

                       Шаг – назад и два – вперёд!

                      Вправо, влево поворот!

Диалог на тему: «Каким должен быть друг».

- С кем ты дружишь в классе?

- Какие качества характера тебе нравятся в твоём друге?

- Какие качества не нравятся?

- Назови свои положительные качества.

- Назови свои отрицательные качества.

Чтение в лицах четверостишия.

Повстречался кот кроту.

- Здравствуй! – крот сказал коту.

- Здравствуй, крот! – ответил кот.

Не невежи кот и крот!

Словарная работа: невежа – грубый, невоспитанный человек. Составление предложений с этим словом.

Игровое упражнение «Разбери слова».

Задание: прочитать написанные на полосках бумаги положительные и отрицательные качества характера, разложить полоски в две кучки.

Жадность, доброта, злоба, вежливость, драчливость, капризность, трусливость, любопытство, любознательность, грубость, ответственность, правдивость, лживость и т.д.

Словарная работа: объяснить, чем отличаются слова любознательность и любопытство.

Проверь себя, правильно ли ты разложил полоски. Переверни их: красный цвет – положительные качества, чёрный – отрицательные.

Образование слов-признаков от слов-предметов. 

- Если человеку характерна жадность, то он какой?  (жадный)

- Если доброта? (добрый) и т.д.                        

6. Расслабляющие упражнения.

                                           Любопытная Варвара.

Повернуть голову влево, мышцы шеи напряжены. Потрогать шею справа, ощутить напряжение мышц. Возвращаемся в исходное положение. Посмотреть прямо. Мышцы шеи расслабились. Легко дышится. Теперь повернуть голову вправо. Теперь напряжены мышцы шеи слева, стали как каменные. Даже дышать трудно. Посмотреть прямо. Расслабились мышцы шеи.

                                            Любопытная Варвара

                                            Смотрит влево…

                                            Смотрит вправо…

                                            Тут немного отдохнёт.

                                            А потом опять вперёд –

                                            Шея не напряжена!

                                            И рассла-а-бле-на…

(Движения повторяются по два раза в каждую сторону.)

Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Больше запрокиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно!.. Выпрямились! Стало легко, дышится свободно.

                                            А Варвара смотрит вверх!

                                            Выше всех, всё дальше вверх!

                                            Расслабление приятно!

                                            Шея не напряжена.

                                            Возвращается обратно –

                                            И рассла-а-бле-на…

А сейчас медленно опустите голову вниз. Напрягаются мышцы шеи сзади. Мышцы стали твёрдые. Выпрямитесь. Шея расслаблена. Приятно! Хорошо дышится.

                                             А теперь посмотрим вниз –

                                             Расслабление приятно!

                                             Мышцы шеи напряглись!

                                             Шея не напряжена.

                                             Возвращаемся обратно –

                                             И рассла-а-бле-на…

Игра «Четвёртый лишний».

Задание: прочитать слова, найти лишнее слово в ряду.

Например: глупый, добрый, заботливый, правдивый;

                     злой, зависть, грубый, драчливый и т.д.

7. Подведение итогов занятия. Домашнее задание.

- Что мы делали на занятии. (Читали стихотворения в лицах.)

- О чём мы ещё говорили? (О качествах характера.)                  

- Как вы думаете, жадность это плохое или хорошее качество? (Плохое.)

- Правильно, плохое. Дома вы научитесь выразительно читать стихотворение «Жадина» в лицах  и попробуете придумать свои ответы на просьбы детей.

                                         Жадина.

                        - Гриша, Гриша, дай мне нож.

                        -Ты обратно не вернёшь.

                        - Дай-ка, Гриша, карандаш.

                        -Ты обратно не отдашь.

                        - Гриша, Гриша, дай резинку.

                        -Ты откусишь половинку.

                        - Гриша, Гриша, дай чернил.

                        -Ты бы сбегал и купил!                                                                           

Приложение № 60

  1. Я получил отличную отметку. Я получил отличную отметку. 
  2. Я получил отличную отметку. Я получил отличную отметку.

Игровое упражнение « Подскажи нужное слово».

Те, кого охватит страх,

Произносят слово «…».

Кто встречается с бедой,

Произносит слово «…».

Кто отстанет от друзей,

Произносит слово «…».

У кого захватит дух,

Произносит слово «…».

 

Что случилось в доме?

Мама приходит с работы,

Мама снимает боты,

Мама проходит в дом,

Мама глядит кругом.

- Был на квартиру налёт?

- К нам приходил бегемот?

- Просто приходил Серёжка,

 Поиграли мы немножко.

- Значит это не обвал?

-Слон у нас не танцевал?

-Очень рада, оказалось,

Я напрасно волновалась.

 

Повстречался кот кроту.

- Здравствуй! – крот сказал коту.

- Здравствуй, крот – ответил кот.

Не невежи кот и крот!

 

Игровое упражнение «Разбери слова».

 

ЖАДНОСТЬ                         ДОБРОТА                        ЗЛОБА

 

ВЕЖЛИВОСТЬ                   ДРАЧЛИВОСТЬ             ТРУСЛИВОСТЬ

 

ЛЮБОПЫТСТВО                ГРУБОСТЬ                     ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

 

ЧЕСТНОСТЬ                        ЩЕДРОСТЬ                   ЛЖИВОСТЬ

 

                            ИГРА «ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ».

Глупый, добрый, заботливый, правдивый.

Злой, зависть, грубый, вредный.

Правда, ложь, доброта, честность.

Страшно, весело, грустно, жадный.

Авторы: Творческая группа учителей-дефектологов школьных ПКПП г. Полоцка 2007-2008 уч.г.

Ещё по данной теме:


Категория: Логопедические занятия с заикающимися детьми | Просмотров: 11932 | Добавил: Evita | Теги: заикание | Рейтинг: 4.2/5

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Картотека логопедических консультаций по речевому развитию детей на стенд, в ло...

Речевая карта с демонстрационным материалом для ребёнка 2-3 лет

Всего комментариев: 0
omForm">
avatar