23:58 Звук Л. Примерные конспекты занятий | |
Конспекты занятий Конспект занятия 1 Автоматизация звука [л] в связной речи на основе сказочного сюжета Материал: рисунки с изображением Голубой страны, колокольни, луны, колодца, облака, Колобка, Волка, Лося, Слона, Белки, Лосенка, Дятла, феи в голубом платье, двух девочек в голубых нарядах. Оргмомент Психогимнастика. Вносится игрушка или картинка с изображением колобка. — Кто это? (Колобок.) Где слышится звук [л] в слове колобок? Какие коротенькие слова можно услышать в слове колобок? (Кол, бок, лоб, кок, около.) — Сегодня мы будем сочинять новую сказку о Колобке. Покажите, как деду хотелось есть. Какой просящий и умоляющий был у него взгляд, когда он просил бабу испечь колобок. Развитие моторики — Изобразите, как баба по амбару помела, по сусеку поскребла, как месила тесто, лепила колобка. Что сделала баба? Вот и получился колобок! — Что она с ним сделала? (Положила на окошко.) Колобок ... лежал, лежал, скучал, а потом заснул и ему приснился сон, что он попал в Голубую страну. Он решил найти эту страну. Колобок с подоконника ... (скатился), по дороге ... (покатился). Выставляется картинка с изображением Голубой страны. — Это волшебная Голубая страна. Давайте сочиним сказку о том, как Колобок попал в эту страну, кого он встретил на своем пути, кто помог ему туда добраться. Развитие просодии и речевого дыхания — Покатился Колобок, напевая песенки: ла-ло-лы-лу, кло-кла-клу-клы. Повторите эти песенки. Какую песенку Колобка вы еще знаете? (Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, я от зайца ушел ... .) Спойте эту песенку радостным, а затем грустным голосом. Падежное управление Выставляется игрушка. — Кого первого встретил Колобок? (Волка.) Колобок встретился с ... (Волком). Что ему сказал Волк? (Волк сказал: «Я Волк, зубами щелк. А ты кто?» «Я Колобок, круглый бок».) О чем мог попросить Колобок Волка? (Волк, не ешь меня, пожалуйста. Волк, подскажи, пожалуйста, дорогу в Голубую страну.) Волк говорит, что не съест Колобка и пропустит его дальше, если вы выполните его задания. Звукослоговой анализ и синтез Задания даются от имени Волка. — Объясните, что общего в словах слон, лось, волк? (В этих словах есть согласный звук [л], есть гласный звук [о], в словах один слог.) Угадайте названия животных, которые здесь зашифрованы. Показывается звуковая схема слов волк и слон. — Угадайте название птицы из «рассыпанных» звуков [г], [л], [к], [а], [а]. (Галка.) Угадайте названия птиц по переставленным слогам лубь-го, вей-со-ло. (Голубь, соловей.) Волк пропустил Колобка, и он покатился дальше. Выставляются картинки. — Кого еще встретил Колобок? (Лося, Лосиху и Лосенка.) Чем похожи эти слова? (В них слышится слово лось.) О чем попросил Колобок Лосей? Сочинение чистоговорок Задание от имени Лосенка. — Я укажу тебе путь, если выполнишь мое задание. Научи меня сочинять чистоговорки. Сочинение чистоговорок со словами лоси, луна и др., с использованием слов в разных падежных формах. Оси-оси-оси, ... лоси, ной-ной-ной, ... луной. — Куда указали Лоси путь Колобку — направо, налево или вверх? Что он увидел в небе? (Облака) Где они находятся? Скажи ласковое слово об облаке. (Облачко.) Что Облако могло предложить Колобку? (Садись на меня, я доставлю тебя в Голубую страну.) Согласование существительных с прилагательными — Кого увидел Колобок в Голубой стране? (Правительницу Голубой страны и ее дочерей.) Придумайте им имена со звуком [л]. Опишите их наряды. Чем они отличаются? Что увидел Колобок в Голубой стране? Назовите все предметы со звуком [л], которые вы видите в Голубой стране. (Голубой колодец, голубые колокольчики, фиалки, голубые колокола, колокольни, дятел, дупло и т. д.) Фея Голубой страны просит вас научить читать ее дочерей — Милу и Лолу. Чтение слов Чтение слов Мила, Лола, волк, слон. — Посоветуйте, как Колобку добраться домой. Рассказывание сказки — Расскажите всю сказку о новых приключениях Колобка. Итог занятия Конспект занятия 2 Автоматизация звука [л] в связной речи Материал: плоскостные фигурки персонажей сказки «Золушка», предметные картинки (клубника, яблоко), пастила; цветовые символы звуков и слов. Ход занятия Оргмомент Психогимнастика. Выставляется фигурка Золушки. — Кто это? (Золушка.) Покажите, как страдала Золушка, когда ее не взяли на бал. Изобразите злую мачеху, ленивых и злых сестер. Покажите, какое доброе лицо было у Волшебницы. Сообщение темы занятия Сегодня мы вспомним сказку «Золушка» и повторим звук [л]. Характеристика звука [л] Произношение звука [л] в словах — Какой была Золушка? (Ласковой, милой, славной.) Какую работу выполняла Золушка? Подскажите нужные слова. Золушка полы ... (мыла, подметала, протирала, скоблила), печь ... (топила), обед ... (варила, готовила), белье ... (стирала, полоскала, гладила), грядки ... (полола), посуду ... (мыла, чистила). Чем похожи эти слова? (Они кончаются на слог ла.) Почему ее называли Золушкой? Ответы детей. — Что такое зола? В случае затруднения логопед объясняет смысл этих слов. — Чем было испачкано ее платье? (Золой.) Оно было в ... (заплатках). Развитие функции языкового анализа и синтеза — Догадайтесь, какое слово я задумала, если в нем есть звуки [б], [л], [а]. (Бал.) Правильно ли я обозначила это слово? В схеме дано четыре кружочка. — Куда хотелось поехать Золушке? (На бал.) Кто поехал на бал? (Ее сестры.) Придумайте имена ее сестрам со звуком [л]. (Лана, Клава, Лола.) Кто помог Золушке? (Волшебница.) Произнесите это слово по слогам. (Вол-шеб-ни-ца.) Скажите по слогам слово Золушка. Какое слово длиннее? Почему слово бал короткое? Ответы детей. — Я даю вам перепутанные слоги, а вы верните мне слово: ка-па-лоч ... (палочка). Какая это палочка? (Волшебная палочка.) Произношение звука [л] в предложениях — Куда послала Волшебница Золушку? (Волшебница послала Золушку в огород.) Что сделала Золушка? (Сорвала большую тыкву) Что произошло потом? (Волшебница выдолбила тыкву. Прикоснулась к ней волшебной палочкой. Тыква превратилась в золоченую карету.) В кого она превратила мышей? (В лошадей.) А ящериц? (В слуг.) Что еще сделала Волшебница? (Превратила платье в заплатках в золотое, нарядное платье.) Покажите, как собиралась Золушка на бал. Один ребенок показывает, а дети угадывают, называют и повторяют действия. Анализ состава предложения — Помогите Золушке уехать на бал. Выложите ей дорожку из полосок-слов. Составьте предложение из слов уехать, Золушка, бал, на. Обозначьте слова полосками. Анализ предложения детьми. Актуализация глагольной лексики — Что произошло на балу? Золушка с принцем ... (познакомилась). Она ... (танцевала, веселилась, смеялась, плясала). Физминутка — Покажите, как красиво танцевала Золушка с принцем. Включается музыка. Дети танцуют под музыку. Падежное управление — Чем угощали гостей на балу? Даю вам слова с перепутанными слогами ни-кой-клуб, лой-пас-ти, а вы назовите их правильно. (Клубникой, пастилой.) Назовите согласные звуки слова клубника. Попробуйте, какая вкусная пастила. Логопед угощает детей пастилой. Уточнение смыслового значения слова полночь Включается магнитофонная запись с боем часов. — Часы пробили полночь. Как вы понимаете это слово? (Прошло полночи.) Развитие связной речи — Расскажите, что случилось на второй день? Как нашли Золушку? Чем закончилась сказка? Краткий пересказ сказки детьми. Итог занятия Конспект занятия 3 Автоматизация звука [л] в связной речи Материал: предметные картинки с изображениями Луны, Земли, овощей, фруктов, ягод, зверей и птиц, инопланетян и летающей тарелки; карандаш, листки бумаги. Ход занятия Оргмомент — Послушайте загадку. «Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. Собаки лают, а достать не могут». Что это? (Луна.) А как называется наша планета? (Земля.) Выделение звуков [л], [л'] из слов луна, земля. Характеристика звуков. Сравнение их по акустическим и артикуляционным признакам Произношение звуков [л], [л'] в слогах — Дети, посмотрите, какая летающая тарелка приземлилась у нас. Выставляется картинка. — Кто это? (Инопланетянин.) Почему его так называют? (Он прилетел к нам с другой планеты.) Инопланетянин обращается к детям на своем языке, а дети повторяют: «Ла-ля-ля (здороваются); лу-лю-лу (утвердительно, с радостью); лы-ли-ли (с огорчением)». — Как тебя зовут? (Лолик.) Инопланетянин говорит, что хочет узнать о наших предметах. Расскажем ему. Звуки [л], [л'] в словах и предложениях. Развитие фонематических представлений — Пригласите инопланетянина сесть. Инопланетянин садится на стол. — Это стол — за ним сидят, это стул — на нем сидят. Какие похожие слова в этом предложении? Объясните Лолику, чем они отличаются, а чем похожи. Анализ слов стол, стул, мебель «Разбросайте» звуки слова стол. Соберите «разбросанные» звуки [с], [л], [т], [у] в слово. (Стул.) Обозначение этих слов цветовыми символами. — Каким одним словом можно назвать эти два слова? (Мебель.) Обозначьте звуки этого слова кружочками. Какой последний звук в этом слове? (Звук [л'].) А сейчас покажем Лолику одежду. Выкладываются предметы или их изображения: пальто, платье, колготки, платок, шаль, блузка, плащ, жилет, плавки, купальник. Сначала выделяются слова со звуком [л], затем — со звуком [л']. Поднимаются соответственно цветовые символы звуков [л], [л']. — Скажите самое короткое слово. (Шаль.) Почему оно коротенькое? (В нем мало звуков.) Назовите самые длинные слова. (Купальник, колготки.) Почему эти слова длинные? Из чего состоят наши слова? (Из звуков.) Чем больше звуков, тем длиннее слово. — Расскажем Лолику, что мы едим. Я скажу вам первый слог или перепутаю слоги, а вы дополните или догадайтесь и назовите полное слово: са...(лат), гу...(ляш), пель...(мени), ля-ши-бе (беляши), ле-ты-кот (котлеты), ки...(сель). А сейчас покажем Лолику фрукты, овощи и ягоды. Угадывание слов по первому и последнему звуку, по последнему слогу. В слове последний слог жан, это овощ. (Баклажан.) — В слове первый звук [м], последний — [а], что это? (Малина.) Предлагается три-четыре аналогичных задания. Работа над ударным слогом — Что выберет Лолик? Слова произносятся с неправильным ударением от имени Лолика. (Клубнику, лимон, алычу, малину.) Физминутка — Покажем, как двигаются разные звери — лось, олень, лиса, волк, белка. Дети имитируют повадки животных и по движениям определяют животного. Звуки [л], [л'] в предложениях. Анализ состава предложения с зарисовкой схемы — Какие животные живут в наших лесах? Сначала назовите слова со звуком [л']. (Олень, лиса.) Скажите, как называется детеныш оленей. (Олененок.) А сейчас назовите зверей, в названии которых есть звук [л]. (Волк, белка, лось.) Составьте предложения со словами лось, олень, белка, волк. Дети составляют предложения, определяют в них количество слов, выкладывают или рисуют их схемы. Проблемные ситуации — Что было бы, если бы вдруг исчезли все звери и птицы? Что вы будете делать, если увидите, что в лесу остался непогашенный костер? Что бы вы хотели сделать, чтобы жизнь на нашей планете стала лучше и краше? Рассуждения детей. Сообщение новых знаний — Лолику очень понравились ваши ответы, и он хочет рассказать вам, почему бывают зима и лето. Приводится рассказ на эту тему. Рисование детьми схемы движения Земли вокруг Солнца по образцу, нарисованному логопедом. Вопросы детей — Открывается «Клуб любознательных». Что означают слова любознательный, любознательность? Задайте мне вопросы о Земле и космосе. Итог занятия Ещё по данной теме:
| |
|
Логопедические пособия на заказ
|
|
Всего комментариев: 0 | |