21:09 Развитие речи детей 5-6 лет. «Деревья» (экскурсия) | |
Цели: закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки; учить детей различать деревья по внешним признакам; образовывать прилагательные от существительных; существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; подбирать слова-антонимы; закрепить употребление предлогов; развивать словарь по данной теме. Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изображением листьев разных деревьев. Ход занятия 1. Чтение стихотворения Его весной и летом Мы видели одетым. А осенью с бедняжки Упали все рубашки. (Дерево.) 2. Беседа о деревьях Деревья бывают лиственные и хвойные. Лиственные деревья — это те, которые имеют листву, все хвойные деревья имеют вместо листьев иголки, называемые «хвоей». Зимой лиственные деревья опадают, а хвойные — сохраняют свою хвою. Назовите лиственные деревья. (Береза, дуб, осина и т.д.) Назовите хвойные деревья. (Сосна, ель, лиственница, пихта.) Где растут деревья? (В лесу, парке, саду, на газонах и т.д.) — Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, крона, почки, листья.)Логопед рассказывает о каждом дереве. БЕРЕЗА — ствол тонкий, стройный, прямой, белый, листья округлой формы. СОСНА — ствол толстый, стройный, коричневый, вместо веток иголки. РЯБИНА — ствол тонкий, прямой, коричневого цвета, дерево высокое, лист овальной формы, состоит из мелких листочков, расположенных попарно. У рябины есть красные ягоды. ТОПОЛЬ — ствол высокий, серого цвета, лист овальной формы, почки липкие. ДУБ — могучее дерево, его мощный ствол покрыт плотной, крепкой корой, лист резной, овальной формы, кроме листьев у дуба есть желуди. ИВА — ствол темно-зеленого цвета, листья зеленые, осенью желтеют, по форме листья ивы продолговатые. КЛЕН — ствол у клена темно-серый, лист имеет форму звездочки. ОСИНА — ствол у осины серый, листья по форме круглые. Ствол у ели, сосны, лиственницы — коричневого цвета. У елки ствол зеленого цвета. Все хвойные деревья имеют маленькие овальные шишечки. У ели и сосны шишки крупные, а у лиственницы — маленькие. 3. Физкультминутка Мы вокруг березы Весело пойдем, - Дети становятся в круг и идут, Руки вверх поднимем, - поднимают, Покружимся слегка - кружатся, И подбросим листья Вверх под облака - делают движения подбрасывания. 4. Подбор слов-действий Деревья — качаются, стоят, шумят, растут. Листья — осыпаются, покрывают землю, желтеют, гниют, сохнут, увядают, шелестят. 5. Подбор слов-значений Логопед показывает картинки с изображением листьев разных деревьев и предлагает детям найти такой же. Лист клена. Лист какой? — Кленовый. Лист березы ... Лист липы ... Лист тополя ... Как называется явление в природе, когда падают листья? (Листопад.) 6. Дидактическая игра «Скажи ласково» 7. Игра «Прятки» По заданию логопеда часть детей прячется за деревьями, другая — по инструкции логопеда ищет. («Найди, кто спрятался за высоким деревом, низким, толстым, тонким, у длинного корня, У короткого корня и т.д.») Одновременно отрабатываются предлоги: за, около, перед, рядом, под, из-за, между, на. 8. Итог занятия Дети составляют букеты из осенних листьев. Материал для закрепления I. Уточнить названия деревьев. Знать, что деревья бывают лиственные и хвойные. Уточнить их строение (корень, ствол, ветки, почки, листья, крона). Уметь находить сходство и различия между лиственными и хвойными деревьями. II. Грамматический строй речи и словообразование. 1. Образование существительных множественного числа родительного и именительного падежей. Например: лист — листья — листьев, береза — ... , дерево — ..., тополь — ... , ветка — ... и т.д. 2. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. Например: лист — листочек, береза — ... , ветка — ... , дуб — ..., дерево — ... и т.д. 3. Образование прилагательных от существительных. Например: лист с клена — кленовый лист, лист с осины — ... ,лист с дуба — ... , лист с липы — ... , лист с рябины — ... и т.д. 4. Образование слов-антонимов. Например: ствол высокий — низкий, корень длинный — короткий, ветка толстая — тонкая, дерево большое — маленькое и т.д. 5. Согласование числительных с существительными. Дидактическая игра «Сосчитай». Например: один лист, два листа, три ... , четыре ... , пять листьев. Одна ветка и т.д. Одно дерево и т.д. Один корень и т.д. Одна почка и т.д. | |
|
Логопедические пособия на заказ
|
|
Всего комментариев: 0 | |