Главная » 2013 » Сентябрь » 30 » Развитие речи детей 5-6 лет. «Деревья» (экскурсия)
21:09
Развитие речи детей 5-6 лет. «Деревья» (экскурсия)


Цели: закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки; учить детей различать деревья по внешним признакам; образовывать прилагательные от существительных; существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; подбирать слова-антонимы; закрепить употребление предлогов; развивать словарь по данной теме.

Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изображением листьев разных деревьев.


Ход занятия

1. Чтение стихотворения

Его весной и летом Мы видели одетым. А осенью с бедняжки Упали все рубашки. (Дерево.)

2. Беседа о деревьях

Деревья бывают лиственные и хвойные. Лиственные деревья — это те, которые имеют листву, все хвойные деревья имеют вместо листьев иголки, называемые «хвоей». Зимой лиственные деревья опадают, а хвойные — сохраняют свою хвою.

Назовите лиственные деревья. (Береза, дуб, осина и т.д.)

Назовите хвойные деревья. (Сосна, ель, лиственница, пихта.)

Где растут деревья? (В лесу, парке, саду, на газонах и т.д.)

— Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, крона, почки, листья.)Логопед рассказывает о каждом дереве.

БЕРЕЗА — ствол тонкий, стройный, прямой, белый, листья округлой формы.

СОСНА — ствол толстый, стройный, коричневый, вместо веток иголки.

РЯБИНА — ствол тонкий, прямой, коричневого цвета, дерево высокое, лист овальной формы, состоит из мелких листочков, расположенных попарно. У рябины есть красные ягоды.

ТОПОЛЬ — ствол высокий, серого цвета, лист овальной формы, почки липкие.

ДУБ — могучее дерево, его мощный ствол покрыт плотной, крепкой корой, лист резной, овальной формы, кроме листьев у дуба есть желуди.

ИВА — ствол темно-зеленого цвета, листья зеленые, осенью желтеют, по форме листья ивы продолговатые.

КЛЕН — ствол у клена темно-серый, лист имеет форму звездочки.

ОСИНА — ствол у осины серый, листья по форме круглые.

Ствол у ели, сосны, лиственницы — коричневого цвета. У елки ствол зеленого цвета. Все хвойные деревья имеют маленькие овальные шишечки. У ели и сосны шишки крупные, а у лиственницы — маленькие.

3. Физкультминутка

Мы вокруг березы

Весело пойдем, - Дети становятся в круг и идут,

Руки вверх поднимем, - поднимают,

Покружимся слегка - кружатся,

И подбросим листья

Вверх под облака - делают движения подбрасывания.

4. Подбор слов-действий

Деревья — качаются, стоят, шумят, растут. Листья — осыпаются, покрывают землю, желтеют, гниют, сохнут, увядают, шелестят.

5. Подбор слов-значений

Логопед показывает картинки с изображением листьев разных деревьев и предлагает детям найти такой же.

Лист клена. Лист какой? — Кленовый.

Лист березы ...

Лист липы ...

Лист тополя ...

Как называется явление в природе, когда падают листья? (Листопад.)

6. Дидактическая игра «Скажи ласково»

7. Игра «Прятки»

По заданию логопеда часть детей прячется за деревьями, другая — по инструкции логопеда ищет. («Найди, кто спрятался за высоким деревом, низким, толстым, тонким, у длинного корня, У короткого корня и т.д.»)

Одновременно отрабатываются предлоги: за, около, перед, рядом, под, из-за, между, на.

8. Итог занятия

Дети составляют букеты из осенних листьев.

Материал для закрепления

I. Уточнить названия деревьев. Знать, что деревья бывают лиственные и хвойные. Уточнить их строение (корень, ствол, ветки, почки, листья, крона). Уметь находить сходство и различия между
лиственными и хвойными деревьями.

II. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Образование существительных множественного числа родительного и именительного падежей.

Например: лист — листья — листьев, береза — ... , дерево — ..., тополь — ... , ветка — ... и т.д.

2. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Например: лист — листочек, береза — ... , ветка — ... , дуб — ..., дерево — ... и т.д.

3. Образование прилагательных от существительных.

Например: лист с клена — кленовый лист, лист с осины — ... ,лист с дуба — ... , лист с липы — ... , лист с рябины — ... и т.д.

4. Образование слов-антонимов.

Например: ствол высокий — низкий, корень длинный — короткий, ветка толстая — тонкая, дерево большое — маленькое и т.д.

5.  Согласование числительных с существительными.
Дидактическая игра «Сосчитай».

Например: один лист, два листа, три ... , четыре ... , пять листьев.

Одна ветка и т.д. Одно дерево и т.д. Один корень и т.д. Одна почка и т.д.


Категория: Конспекты занятий | Просмотров: 6481 | Добавил: Evita | Теги: Развитие речи, конспекты занятий | Рейтинг: 5.0/7

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Картотека логопедических консультаций по речевому развитию детей на стенд, в ло...

Игры - бродилки на автоматизацию звуков [С], [Ш], [Л], [Р]

Всего комментариев: 0
omForm">
avatar