21:04 Занятие № 25 Тема: Заученные ответы. «Зима» | |
Цели:
Ход занятия. 1. Организационный момент 2. Релаксация Закройте глаза. Над вами безграничное небо, а под ногами земля, которая вдыхает аромат прохлады и свежести полной грудью. Вдруг что-то легкое коснулось вашей щеки. Прикосновение нежное и в то же время холодное. Что это? Вы осторожно притрагивается к щеке, но вдруг ладошка ваша стала влажная. Что же это было? А теперь откройте глазки и поделитесь впечатлениями.
3. Сообщение темы. Как вы догадались, тема нашего урока будет тема зимы. "Зимний мотив". Прочитайте название темы про себя шепотом с удовольствием, с восторгом, с нежностью. Именно такие чувства испытывали многие поэты и писатели, когда говорили о зиме.
4. Основная часть занятия. 1). Анализ стихотворения Давайте послушаем строки, которые они посвятили этому прекрасному времени года (Звучит стихотворение Никитина "Встреча зимы") Здравствуй, гостья - зима Просим милости к нам Песни севера петь По лесам и степям. Есть раздолье у нас,- Где угодно гуляй: Строй мосты по рекам И ковры расстилай.
Прозвучали строки стихотворения И. Никитина. Какое настроение, состояние души вызывают эти строки? Сейчас наступил 1-й месяц зимы - декабрь. А знаете вы, откуда произошло это название? Название декабрь родственно слову дециметр, что значит "10". Дециметр - десятая часть метра, а декабрь у римлян был 10-м месяцем. Название это сохранилось, хотя месяц стал двенадцатым, последним в году А еще в древние времена декабрь называли студень, в этом месяце начиналось зима, становилось студено. 2). Работа над поговорками На доске поговорки: Декабрь год..., зиму... Готовь сани..., а телегу... - Как вы понимаете вторую поговорку? (Летом ездят на телеге, поэтому ее нужно отремонтировать зимой, а сани готовить летом, чтобы зимой они были исправны). - Каждому человеку нравится зима по разным причинам кто-то любит ее за морозы, кто-то за первый снег, кто-то за оттепели, а кто-то за метели и вьюги. Так какая она зима? Сегодня на уроке мы постараемся разгадать секреты матушки зимы.
5. Развитие общеречевых процессов. 1). «Алфавит» Перед зеркалом произнести слоги: ДА - рот широко открыт Чтобы ещё увеличить эффективность упражнения, можно интонировать произносимые слоги. То есть произнести например "ТА ТИ ТО ТУ", завышая и занижая тон голоса (с вопросительной и утвердительной интонацией). При этом хорошо бы ещё обращать внимание на дыхание: вдох животом, и на выдохе произносим "ФА ФИ ФО ФУ", затем снова вдох животом и т.д. Со временем можно и нужно увеличивать количество произносимых слогов на одном выдохе. 2). «Болтушка» - подвигать языком по нёбу. 3). Гимнастика для нижней челюсти: опускание и поднимание, перемещение вправо-влево. 4). «Остуди горячий чай» - после максимального выдоха делаем вдох и дуем на воображаемое блюдце с горячим чаем. Щёки не надуваем. Упражнение выполнять без напряжения. Зима была любимой порой многих творческих людей: поэты посвящали ей свои стихи: Звучит хоровое чтения стихотворения Пушкина: Под голубыми небесами, Великолепными коврами, Блестя на солнце снег лежит Прозрачный лес один чернеет И ель сквозь иней зеленеет И речка подо льдом блестит. Кто автор этих строк? Очень много стихов посвятил поэт этому времени года. И очень любил он зимнее утро и зимний вечер. 3) Игра «Какая!» Подбор однородных определений к слову зима: холодная, ранняя, поздняя, снежная, злая, суровая, морозная, теплая, ветреная, веселая, нарядная и т. д. 4) Игра «Что делает?» Подбор однородных сказуемых к слову снег: идет, тает, кружится, летает, падает, ложится, сверкает, скрипит, вьется. 5) Собери предложения:
6. Физкультминутка - логоритмика. Речевая подвижная игра «Зимой». Импровизация движений. Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем. По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем. И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим. На коньках по льду летим, мы летим, мы летим. И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы. Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы. 6) Дидактическая игра «Подбери признак и предмет»: наступает (что?) – …, валит (что?) – …, свищет (что?) – …, бушует (что?) – …, кружится (что?) – …, замерзает (что?) – …, блестит (что?) – …, лепят (что?) – … . 7. Развитие связной речи. Пересказ рассказ «Гостья - зима» с опорой на вопросы логопеда. Усвоение переносного значения слов. «Кончилась осень. К нам в гости пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом. Бушует метель. Воет ветер. Злится вьюга. Трещит мороз. Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках, снегокатах. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Это — зимние забавы. Мы очень любим зиму». Вопросы для пересказа:
7. Задание на дом. Составить рассказ на тему «Зима». 8. Итог занятия. Авторы: Творческая группа учителей-дефектологов школьных ПКПП г. Полоцка 2007-2008 уч.г. Ещё по данной теме:
| |
|
Логопедические пособия на заказ
|
|
Всего комментариев: 0 | |