Главная » 2015 » Январь » 27 » Занятие № 32 Тема: Составление фраз, связанных по смыслу. «Профессии людей»
15:34
Занятие № 32 Тема: Составление фраз, связанных по смыслу. «Профессии людей»

Цели:

  • обучение детей составлению фраз связанных по смыслу;
  • обогащение словарного запаса по теме «Профессии»;
  • обучение подбору слов-синонимов;
  • образование существительных при помощи суффикса -ник;
  • развитие координации и ритмизации движений;
  • формирование рациональной голосоподачи;
  • формирование правильного речевого дыхания;
  • развитие зрительной памяти.

 

Оборудование: магнитофон, большие кубики, картинки с изображением людей разных профессий, мяч, карточки с заданиями.

 

Ход занятия.

I.Организационный момент.

1. Релаксационное упражнение

- Дети, сегодня мы отправимся в путешествие в Волшебную страну, но перед путешествием нужно отдохнуть.

Дети садятся на стулья, соответствующие их росту, так чтобы голени находились под прямым углом к бедрам, а нижняя часть спины касалась спинки стула. Руки свободно лежат на коленях, ладонями вниз. Дети должны сидеть на стуле без напряжения, плечи и голова должны быть слегка опущены вперед, вся ступня должна опираться на пол («поза покоя»), глаза закрыты. Звучит спокойная музыка.

 

2. Упражнения на координацию речи с движениями.

- Дети, на нашем пути встретилась речка, нам нужно перейти её.

На полу, на расстоянии одного шага, лежат семь больших кубиков. Дети наступают по очереди на каждый кубик, говоря:

Я по камешкам пройду, через речку перейду. Последний шаг с кубика на пол.

 

II. Основная часть

1. Формулы правильной речи

- Вот мы и пришли в Волшебную страну, но перед тем, как встретиться с жителями Волшебной страны, давайте вспомним формулы правильной речи:

а) «Мы говорим неторопливо и спокойно».

б) «Наша речь слитная и плавная».

в) «Мы говорим смело».

г) «Мы говорим выразительно».

Произносить формулы необходимо достаточно громким голосом, с уверенной интонацией и с соблюдением всех речевых правил.

 

2. Чтение стихотворений-описаний.

- Вот и пришло время познакомиться нам с жителями Волшебного города, послушайте внимательно стихотворения и назовите их героев.

 

Ворону, корову, щенка и павлина –

Всех примет и вылечит

Доктор звериный.

 

                                                      Он опускается в забой,

                                                      Его работа под землей.

 

Провести словарную работу со словами: забой, шахтер.

 

Чтобы сосны, липы, ели

Не болели, зеленели,

Чтобы новые леса

Поднимались в небеса,

Их под звон и гомон птичий

Охраняет друг лесничий.

 

                                                      Учитель щедро учит нас тому,

                                                      Что очень нужно будет в жизни:

                                                      Терпенью, чтенью, счету и письму

                                                      И верности родной Отчизне.

 

Работа шофера

Трудна и сложна,

Но как она людям

Повсюду нужна!..

 

- Дети, о ком говорится в этих стихотворениях? Как вы думаете, кто живет в Волшебной стране? Правильно, в этой стране живут люди разных профессий. Людей, которые очень хорошо выполняют свою работу, называют умельцами и живут они в стране Умельцев.

 

3. Дидактическая игра «Назови профессию» (с мячом).

На доске – картинки с изображением людей разных профессий.

- Ребята, рассмотрите внимательно картинки и запомните, люди каких профессий там изображены.

После просмотра картинки закрываются, дети становятся в круг, учитель бросает мяч, ребенок ловит его и называет профессию, возвращая мяч педагогу.

 

4. Дидактическая игра «Слова-синонимы» (картинки).

- Дети, а вы знаете, что одну и ту же профессию можно назвать по-разному, разными словами. Посмотрите на картинки и назовите эти профессии: швея – портниха, летчик – пилот, врач – доктор, шофер – водитель.

5. Дидактическая игра «Телеграфисты».

Словарная работа: телеграфисты.

Дети хлопают в ладоши, учитывая длительность звучания ударных и безударных слогов и их количество, с проговариванием слова. Например: швея (хХ), портниха (хХх), где х – тихий хлопок, безударный слог, Х – громкий хлопок, ударный слог. Предварительно учитель показывает пример правильного выполнения.

6. Дидактическая игра «Лесенка» (карточки с заданиями).

     Дети берут карточки с заданиями, слушают внимательно предложение, которое произносит учитель. Ребенок, на карточке у которого написано слово, которым можно закончить предложение, шагает пальчиками по лесенке и называет слово.

- Ребята, закончите предложение, спуститесь по лесенке на одну ступеньку и у вас получится название профессии.

 

УЧИТЕЛЬ                                                               ДЕТИ

Лес охраняет …                                                       лесник.

Двор убирает…                                                       дворник.

На даче живет…                                                      дачник.

На защиту Родины встает…                                  защитник.

Печь кладет…                                                          печник.

За садом ухаживает…                                             садовник

                                                

 

 

Физкультминутка.

Строим дом

“Стук, стук молотком — строим, строим дом”, — дети хором говорят стихи с постепенным нарастанием голоса. На слова “стук, стук молотком” дети стучат об пол, на слова “строим, строим, строим дом” постепенно выпрямляются, сила голоса нарастает и, поднимая правые руки и соединяя их в центре, дети образуют “дом”.

 

7. Упражнение для формирования речевого дыхания.

- Ребята, мы хорошо потрудились, можно и отдохнуть. Встаньте прямо. Сделайте выдох, а затем вдох и начинайте выдох на звуке Ф.

Следить за тем, чтобы не надувались щеки - выдыхаемая струя выходит только через щель, образованную зубами и нижней губой. Следить за опорой дыхания. Вдох делать носом, губы при вдохе должны быть сомкнуты. Упражнение проделать три-четыре раза подряд, следить, чтобы выдох длился не меньше восьми-девяти единиц счета.

 

8. Дидактическая игра «Писатели» - составление фраз, связанных по смыслу (работа с карточками).

- Дети, как называют людей, которые пишут рассказы, сказки? (Писатели). Сейчас мы превратимся в писателей и попробуем сочинить рассказ.

 

а) У детей на столах лежат карточки со словами, необходимо изменить порядок слов так, чтобы получилось предложение.

Карточка №1

утро, Таня, в, школу, спешит, каждое

 

Карточка №2

Идет, улице, девочка, люди, по, как, видит, работают, и

 

Карточка №3

строят, новые, строители, красивые, дома

 

Карточка №4   

убирают, чтобы, дворники, город, улицы, чистый, был

 

Карточка №5

учиться, профессию, Таня, чтобы, хорошую, старается, получить

 

б) Чтение учащимися составленных предложений (не по порядку) – дети отстукивают ритм предложения (или слово - шаг).

 

- Ребята, получился ли у вас связный рассказ? Что нужно сделать, чтобы из этих предложений получился рассказ?

Необходимо задать вопросы по каждому предложению.

Из беседы уточняется последовательность предложений в рассказе. Подбирается заголовок.

в) Чтение получившегося рассказа.

 

III Заключительная часть.

- Вот и подходит наше путешествие к концу. Нам пора возвращаться домой. Но на следующем занятия мы обязательно вернемся в страну Умельцев и познакомимся с новыми профессиями.

1. Упражнение «Дети устали».

Глубоко зевнув, потянуться, подняв руки вверх и поднявшись на носочки, с выдохом расслабиться, опустить руки, наклонив голову вперед.

Авторы: Творческая группа учителей-дефектологов школьных ПКПП г. Полоцка 2007-2008 уч.г.

Ещё по данной теме:

 


Категория: Логопедические занятия с заикающимися детьми | Просмотров: 4420 | Добавил: Evita | Теги: заикание | Рейтинг: 5.0/4

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Картотека картинок для камешков Марблс – ФРУКТЫ И ЯГОДЫ

Игровое логопедическое пособие на автоматизацию звуков [Р], [Рь].

Всего комментариев: 0
omForm">
avatar