15:34 Занятие № 32 Тема: Составление фраз, связанных по смыслу. «Профессии людей» | |
Цели:
Оборудование: магнитофон, большие кубики, картинки с изображением людей разных профессий, мяч, карточки с заданиями.
Ход занятия. I.Организационный момент. 1. Релаксационное упражнение - Дети, сегодня мы отправимся в путешествие в Волшебную страну, но перед путешествием нужно отдохнуть. Дети садятся на стулья, соответствующие их росту, так чтобы голени находились под прямым углом к бедрам, а нижняя часть спины касалась спинки стула. Руки свободно лежат на коленях, ладонями вниз. Дети должны сидеть на стуле без напряжения, плечи и голова должны быть слегка опущены вперед, вся ступня должна опираться на пол («поза покоя»), глаза закрыты. Звучит спокойная музыка.
2. Упражнения на координацию речи с движениями. - Дети, на нашем пути встретилась речка, нам нужно перейти её. На полу, на расстоянии одного шага, лежат семь больших кубиков. Дети наступают по очереди на каждый кубик, говоря: Я по камешкам пройду, через речку перейду. Последний шаг с кубика на пол.
II. Основная часть 1. Формулы правильной речи - Вот мы и пришли в Волшебную страну, но перед тем, как встретиться с жителями Волшебной страны, давайте вспомним формулы правильной речи: а) «Мы говорим неторопливо и спокойно». б) «Наша речь слитная и плавная». в) «Мы говорим смело». г) «Мы говорим выразительно». Произносить формулы необходимо достаточно громким голосом, с уверенной интонацией и с соблюдением всех речевых правил.
2. Чтение стихотворений-описаний. - Вот и пришло время познакомиться нам с жителями Волшебного города, послушайте внимательно стихотворения и назовите их героев.
Ворону, корову, щенка и павлина – Всех примет и вылечит Доктор звериный.
Он опускается в забой, Его работа под землей.
Провести словарную работу со словами: забой, шахтер.
Чтобы сосны, липы, ели Не болели, зеленели, Чтобы новые леса Поднимались в небеса, Их под звон и гомон птичий Охраняет друг лесничий.
Учитель щедро учит нас тому, Что очень нужно будет в жизни: Терпенью, чтенью, счету и письму И верности родной Отчизне.
Работа шофера Трудна и сложна, Но как она людям Повсюду нужна!..
- Дети, о ком говорится в этих стихотворениях? Как вы думаете, кто живет в Волшебной стране? Правильно, в этой стране живут люди разных профессий. Людей, которые очень хорошо выполняют свою работу, называют умельцами и живут они в стране Умельцев.
3. Дидактическая игра «Назови профессию» (с мячом). На доске – картинки с изображением людей разных профессий. - Ребята, рассмотрите внимательно картинки и запомните, люди каких профессий там изображены. После просмотра картинки закрываются, дети становятся в круг, учитель бросает мяч, ребенок ловит его и называет профессию, возвращая мяч педагогу.
4. Дидактическая игра «Слова-синонимы» (картинки). - Дети, а вы знаете, что одну и ту же профессию можно назвать по-разному, разными словами. Посмотрите на картинки и назовите эти профессии: швея – портниха, летчик – пилот, врач – доктор, шофер – водитель. 5. Дидактическая игра «Телеграфисты». Словарная работа: телеграфисты. Дети хлопают в ладоши, учитывая длительность звучания ударных и безударных слогов и их количество, с проговариванием слова. Например: швея (хХ), портниха (хХх), где х – тихий хлопок, безударный слог, Х – громкий хлопок, ударный слог. Предварительно учитель показывает пример правильного выполнения. 6. Дидактическая игра «Лесенка» (карточки с заданиями). Дети берут карточки с заданиями, слушают внимательно предложение, которое произносит учитель. Ребенок, на карточке у которого написано слово, которым можно закончить предложение, шагает пальчиками по лесенке и называет слово. - Ребята, закончите предложение, спуститесь по лесенке на одну ступеньку и у вас получится название профессии.
УЧИТЕЛЬ ДЕТИ Лес охраняет … лесник. Двор убирает… дворник. На даче живет… дачник. На защиту Родины встает… защитник. Печь кладет… печник. За садом ухаживает… садовник
Физкультминутка. Строим дом “Стук, стук молотком — строим, строим дом”, — дети хором говорят стихи с постепенным нарастанием голоса. На слова “стук, стук молотком” дети стучат об пол, на слова “строим, строим, строим дом” постепенно выпрямляются, сила голоса нарастает и, поднимая правые руки и соединяя их в центре, дети образуют “дом”.
7. Упражнение для формирования речевого дыхания. - Ребята, мы хорошо потрудились, можно и отдохнуть. Встаньте прямо. Сделайте выдох, а затем вдох и начинайте выдох на звуке Ф. Следить за тем, чтобы не надувались щеки - выдыхаемая струя выходит только через щель, образованную зубами и нижней губой. Следить за опорой дыхания. Вдох делать носом, губы при вдохе должны быть сомкнуты. Упражнение проделать три-четыре раза подряд, следить, чтобы выдох длился не меньше восьми-девяти единиц счета.
8. Дидактическая игра «Писатели» - составление фраз, связанных по смыслу (работа с карточками). - Дети, как называют людей, которые пишут рассказы, сказки? (Писатели). Сейчас мы превратимся в писателей и попробуем сочинить рассказ.
а) У детей на столах лежат карточки со словами, необходимо изменить порядок слов так, чтобы получилось предложение. Карточка №1 утро, Таня, в, школу, спешит, каждое
Карточка №2 Идет, улице, девочка, люди, по, как, видит, работают, и
Карточка №3 строят, новые, строители, красивые, дома
Карточка №4 убирают, чтобы, дворники, город, улицы, чистый, был
Карточка №5 учиться, профессию, Таня, чтобы, хорошую, старается, получить
б) Чтение учащимися составленных предложений (не по порядку) – дети отстукивают ритм предложения (или слово - шаг).
- Ребята, получился ли у вас связный рассказ? Что нужно сделать, чтобы из этих предложений получился рассказ? Необходимо задать вопросы по каждому предложению. Из беседы уточняется последовательность предложений в рассказе. Подбирается заголовок. в) Чтение получившегося рассказа.
III Заключительная часть. - Вот и подходит наше путешествие к концу. Нам пора возвращаться домой. Но на следующем занятия мы обязательно вернемся в страну Умельцев и познакомимся с новыми профессиями. 1. Упражнение «Дети устали». Глубоко зевнув, потянуться, подняв руки вверх и поднявшись на носочки, с выдохом расслабиться, опустить руки, наклонив голову вперед. Авторы: Творческая группа учителей-дефектологов школьных ПКПП г. Полоцка 2007-2008 уч.г. Ещё по данной теме:
| |
|
Логопедические пособия на заказ
|
|
Всего комментариев: 0 | |