21:07 Занятие № 39 Тема: Пересказ текста, прочитанного дома. «Моя семья» | |
Цели:
Предварительная работа: составление родословной «Моя семья», чтение и пересказ текста.
Оборудование: рисунки «Моя семья», развитие мимики, пантомимики, косынка, шляпа, портфель, очки, кукла, вязание, сюжетные картинки, флажок, магнитофон, полоска бумаги. Ход занятия. I. Организационный момент. 1. Релаксационное упражнение «Посидим в тишине». Дети сидят в позе покоя. С закрытыми глазами они внимательно слушают и про себя повторяют слова. Нельзя шептать, открывать глаза и двигаться. Дети спокойно отдыхают.
Мама спит, она устала… Ну и я играть не стала! Я волчок не завожу, Я уселась и сижу… Я бы песенку пропела, Я б могла похохотать, Да мало ль я чего хочу! Но мама спит, и я молчу. Е. Благинина II. Основная часть 1. Рефлексия «Наш дом». - Ребята, прислушайтесь к себе, к своему сердцу. Вспомните свой дом. Ведь семья – это ваш дом. Давайте составим пожелания вашему дому. Попробуйте себе это представить. Руки над головой пальцы соединены – это крыша идеального дома. Руки скрещены на груди – много тепла в доме, глаза вверх – мир дому. Глаза вниз – покой дому. Глаза вправо – добро дому. Глаза влево – любовь дому. Глаза прямо – свет дому.
2. Беседа «Мая семья» (с использованием родословной) – установление родственных связей. - Дети, вы, наверное, уже догадались, о чем мы сегодня будем говорить? (о доме, о семье). - Дома вы составляли родословную своей семьи. Давайте вспомним, верхние портреты – это прадедушка и прабабушка. Почему мы можем сказать, что они самые дальние родственники? Внимательно посмотрите на одежду и прическу. Далее мы видим дедушку и бабушку. Затем папу и маму. И наконец – вас. - Расскажите о своей семье (рассказы детей).
3. Дидактическая игра «Семья» (с атрибутами) – развитие мимики, пантомимики. Детям раздаются атрибуты: «маме» - косынка, «папе» - шляпа, «сыну» - портфель, «дедушке» - очки, «дочке» - кукла, «бабушке» - вязание. Ребята жестами, мимикой показываю своих членов семьи.
4. Дидактическое упражнение «Кому кто помогает? Кому кто мешает?» (сюжетные картинки). Дети составляют предложения по сюжетным картинкам. Если дети на картинке ведут себя хорошо, берутся фишки с веселыми мордашками (слово - фишка), если плохо – с грустными мордашками, выкладывают фишки по количеству слов.
Мама моет посуду. Дочка помогает маме вытирать посуду. Брат собирается в детский сад. Сестра помогает брату одеваться. Семья убирает морковь. Сестра помогает братьям убирать морковь. Бабушка поднимается по лестнице. Внук помогает бабушке идти по лестнице.
Мама шьет. Дочка мешает маме шить. Сын делает уроки. Мама и папа смотрят телевизор. Мама и папа мешают сыну делать уроки. Папа работает. Сыновья мешают папе работать. Бабушка вяжет. Котенок мешает бабушке вязать.
5. Упражнение «Полоскание белья» - снятие мышечного напряжения, сочетание движений со словами. - Ребята, я думаю, вы любите своих родителей и всегда помогаете им. Давайте поможем маме прополоскать белье. Выполняется стоя. Наклониться вперед и опустить руки. Руки расслаблены, в них нет напряжения. Раскачивать корпус в стороны, покачивать расслабленными руками, потряхивать кистями рук. Повторить несколько раз упражнение. Маму я свою люблю. Я всегда ей помогу. Я стираю, полоскаю, С ручек воду отрясаю.
Физкультминутка Флажок У учителя флажок. Дети называю друг друга ласковыми именами. Тот, кто получает флажок, выходит в круг и танцует.
Хоровод водили, Ласковыми были, В круг вызывали, Имя называли. Выйди, Леночка, в кружок, Возьми, Леночка, флажок, Попляши!
Ребенок танцует с флажком и передает его другом.
6. Упражнение «Задуй свечу» - (полоска бумаги). - Ребята, вы вместе со своей семьей отмечаете праздники. И, конечно, все любят отмечать День рождение, когда дарят подарки, приносят торт со свечами. Давайте потренируемся задувать свечи. Дети держат полоску бумаги на расстоянии около 10 см. от губ. Медленно и тихо подуть на свечу так, чтобы пламя свечи отклонилось.
7. Упражнение «Позови родителей» - работа над интонационной выразительностью голоса. - Произнести слово “Мама” с повышением по строчкам, начав с удобной нижней высоты. Всего пройти пять-шесть ступеней, не уходя в крик. Произнести данную фразу с различной интонацией. 8. Дидактическая игра «Найди смысловые несоответствия». Дети слушают внимательно стихотворение и находят смысловые несоответствия, исправляют их. Жили-были дед и баба С маленькою внучкой. Кошку рыжую свою называли Жучкой, А Хохлаткою они звали жеребенка, А еще была у них курица Буренка, А еще у них была собачонка Мурка, А еще два козла – Сивка да Бурка.
9. Пересказ текста, прочитанного дома. Для пересказа можно предложить следующие тексты. Вместе тесно, а врозь скучно Говорит брат сестре: - Не тронь моего волчка. Отвечает сестра: - А ты не тронь моих кукол! Дети расселись по разным углам, но скоро им стало скучно. Отчего детям стало скучно? Л. Н. Толстой
Как Маша стала большой Маленькая Маша очень хотела вырасти. Очень. А как это сделать, она не знала. Все перепробовала. И в маминых туфлях ходила. И прическу, как у тети Кати, делала. И бусы примеряла. И часы на руку надевала. Ничего не получилось, только смеялись над ней и подшучивали. Один раз как-то Маша задумала пол подмести. И подмела, да так хорошо подмела, что даже мама удивилась. - Машенька, да неужели ты у нас большая становишься? А когда Маша чисто-начисто вымыла посуду да сухо – насухо вытерла ее, тогда не только мама, но и отец удивился. Удивился и при всех за столом сказал. Мы и не заметил, как у нас Марья выросла. Не только пол метет, но и посуду моет. Теперь все маленькую Машу называют большой. И она себя взрослой чувствует, хотя и ходит в своих крошечных туфельках и в коротеньком платьице. Без прически, без бус, без часов. Не они, видно, маленьких большими делает.
III. Заключительная часть - Ребята, давайте напишем пожелание нашей семье, нашему дому. Дети пишут пожелания и складывают их в «волшебную» шкатулку. Авторы: Творческая группа учителей-дефектологов школьных ПКПП г. Полоцка 2007-2008 уч.г.
Ещё по данной теме:
| |
|
Логопедические пособия на заказ
|
|
Всего комментариев: 0 | |