Главная » 2014 » Сентябрь » 19 » Занятие № 45 Тема: Описание совершаемых действий. «Птицы прилетели»
20:19
Занятие № 45 Тема: Описание совершаемых действий. «Птицы прилетели»

Цель:

  • упражнять детей в развитии плавной речи, с соблюдением речевых правил;
  • продолжать работу над развитием общих речевых навыков;
  • упражнять в координации слова с движением;
  • совершенствование навыков пересказа;
  • развитие лексико-грамматического строя речи;
  • продолжить обучение мышечной релаксации;
  • коррекция познавательной деятельности.

 

                                                Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Развитие общих речевых навыков.

Развитие дыхания: комплекс № 2, упражнения № 15, 16, 18, 20.

Развитие голоса: комплекс № 3, упражнения № 5, 7 10, 12.

Развитие мимических и артикуляционных мышц; комплекс № 1, упражнения № 15,16, 17, 4.

 

3. Сообщение темы занятий.

(Чтение логопедом загадок)

 

Маленький певец лесной,

Как прекрасен голос твой!  (Соловей)

Эта птичка никогда

Для птенцов не вьет гнезда,

Сядет где-то на суку

И кричит: «Ку-ку! Ку-ку!»  (Кукушка)

Скачет птичка по дорожке,

Собирает шустро крошки.

А потом на ветку прыг –

И чирикает « Чик-чирик!»  (Воробей)

Стрекотунья, белобока,

Наша сплетница…          (Сорока)

Как лиса среди зверей,

Эта птиц всех хитрей

Прячется в зеленых кронах,

А зовут ее…  (Ворона)

Прилетают к нам зимой,

Им не нужен летний зной.

Грудка ярче, чем заря,

У красавца…  (Снегиря)

 

- Ребята, - о ком мы сегодня будем говорить на занятии? (Ответы детей)

- Совершенно верно, сегодня на занятии мы будем говорить о птицах, которые к нам прилетели из теплых стран, будем читать рассказ о птицах, пробовать описывать совершаемые действия, т.е. пересказать рассказ.

 

4. Основная часть.

Задание № 1.   «Собери и  объясни пословицу о птицах».

Работа с карточками. Ученики получают написанную на карточке пословицу, в которой перепутаны места всех слов. Нужно восстановить пословицу и объяснить ее смысл.

          Лес без птиц и птицы без леса не живут.

(Переставить местами, попутать слова, а потом написать правильно)

           Всякая птица своим клювом сыта.

          Увидел грача – весну встречай.

Задание № 2. Игровое упражнение «Угадай, кто какой звук подает?»

а) Например: ласточка щебечет;

                       - соловей… (поет, заливается, свистит, щелкает);

                       - журавль…(курлычет)

                       - кукушка…(кукует)

                       - жаворонок…(звенит)

 

б) Закончи предложение.

Осенью улетают в жаркие края стаи журавлей, ласточек… (аистов, лебедей, скворцов…)

Мы расстаемся до следующей весны со стрижами, аистами… ( грачами, перепелками, цаплями…)

 

Задание № 3. Игровое упражнение « Что лишнее и почему?»

 

      а) Аист, крыло, журавль, стриж.         (Крыло)

          Скворец, скворечник, грач, дрозд.  (Скворечник)

 

     б) Какое слово не подходит?

                        Лебедь, лебединый, лебеда, лебедушка.

                                     Журавль, журавлиный, журнал, журавушка.

                                                           Утка, утиный, уточка, минутка, утенок.

                                                                                   Крыло, крылышко, Крым, крылья.

5. Пальчиковая гимнастика.

Собираем спички (счетные палочки) одними и теми же пальцами рук: двумя указательными, двумя средними – до мизинцев (подушечками).

На каждую стихотворную строчку – по одному движению (взятию спички):

                Клювов длиннее

                Не видывал я,

                Чем клюва у аиста

                И журавля.

 

Задание № 4. Отгадать загадки.

Черный, проворный,

Кричит « кряк»,

Червякам враг.   (Грач)

 

На шесте дворец,

Во дворце певец.

А зовут его… (скворец)

 

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крошки собирает.     (Воробей)

 

6. Физкультминутка.

Задание № 5. Прочитать рассказ (выразительно).

- Логопед приступает к отраженному чтению по синтагмам;

- Дети повторяют каждую произнесенную фразу сначала хором, затем по одному по указанию;

- Логопед следит за речью детей.                 

Скворцы и скворчата

Прилетев домой, скворцы садятся на ветки возле скворечников и радостно, звонко поют. Целую неделю скворец распевает песни. А когда из дальних стран прилетает скворчиха, дружная пара вместе устраивает гнездо. Скоро в гнезде появляются зеленовато-голубые яички, а из них – скворчата. Когда они подрастут, в укромном уголке леса, где много корма, откроется скворчиная школа. Взрослые скворцы научат малышей выкапывать из земли червей, спасаться от холодной росы и дождя, выбирать место для ночевки, узнавать сигнал опасности.

 

Задание № 6. Беседа по содержанию прочитанного текста.

 - Логопед задает детям вопросы и следит за речью детей.

 - Что делают скворцы, вернувшись на родину?                        (Ответы детей)

 - Кто устраивает гнездо?               (Ответы детей)

 - Что открывается в укромном уголке леса?                   (Ответы детей)

 - Чему учат в скворечной школе?                                    (Ответы детей)

Дети отвечают по одному по указанию, затем хором.

 

Задание № 7. Описание совершаемых действий – пересказ рассказа.

Логопед совместно с детьми составляет план рассказа и озвучивает каждое совершаемое действие.

                               ПЛАН:

  1. Возвращение домой.
  2. Появление скворцов.
  3. Скворчиная школа.

Дети начинают описывать совершаемые действия т.е. начинают пересказывать рассказ. Сначала – по одному по указанию, затем поочередно. Логопед следит за плавностью речи, неторопливостью, четкой артикуляцией.

Задание № 8. «Исправь предложение»

- Червяк склевал скворца.         (Скворец склевал червяка)

- Песня спела соловья.              (Соловей спел песню)

- Мохнатая гусеница съела кукушку.             (Кукушка съела мохнатую гусеницу)

- Птица высидела птенцов  и отложила яйца.             (Птица отложила яйца и высидела птенцов)

- Птенцы свили гнездо, и к ним прилетела мама.      (Мама свила гнездо, и к ней прилетели птенцы)

 

Задание № 9. Дидактическая игра: «Назови ласково».

                   Гнездо…(гнездышко)

                   Кукушка…

                   Соловей…

                   Скворец…

 

7. Релаксационные упражнения.

Комплекс № 4: упражнения № 2,4,7,8.

8. Итог занятия.   

Авторы: Творческая группа учителей-дефектологов школьных ПКПП г. Полоцка 2007-2008 уч.г.

Ещё по данной теме:


Категория: Логопедические занятия с заикающимися детьми | Просмотров: 6485 | Добавил: Evita | Теги: заикание | Рейтинг: 5.0/4

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Картотека картинок для работы с камешками Марблс - ИГРУШКИ

Весёлая азбука с камешками марблс

Всего комментариев: 0
omForm">
avatar