20:19 Занятие № 45 Тема: Описание совершаемых действий. «Птицы прилетели» | |
Цель:
Ход занятия 1. Организационный момент. 2. Развитие общих речевых навыков. Развитие дыхания: комплекс № 2, упражнения № 15, 16, 18, 20. Развитие голоса: комплекс № 3, упражнения № 5, 7 10, 12. Развитие мимических и артикуляционных мышц; комплекс № 1, упражнения № 15,16, 17, 4.
3. Сообщение темы занятий. (Чтение логопедом загадок)
Маленький певец лесной, Как прекрасен голос твой! (Соловей) Эта птичка никогда Для птенцов не вьет гнезда, Сядет где-то на суку И кричит: «Ку-ку! Ку-ку!» (Кукушка) Скачет птичка по дорожке, Собирает шустро крошки. А потом на ветку прыг – И чирикает « Чик-чирик!» (Воробей) Стрекотунья, белобока, Наша сплетница… (Сорока) Как лиса среди зверей, Эта птиц всех хитрей Прячется в зеленых кронах, А зовут ее… (Ворона) Прилетают к нам зимой, Им не нужен летний зной. Грудка ярче, чем заря, У красавца… (Снегиря)
- Ребята, - о ком мы сегодня будем говорить на занятии? (Ответы детей) - Совершенно верно, сегодня на занятии мы будем говорить о птицах, которые к нам прилетели из теплых стран, будем читать рассказ о птицах, пробовать описывать совершаемые действия, т.е. пересказать рассказ.
4. Основная часть. Задание № 1. «Собери и объясни пословицу о птицах». Работа с карточками. Ученики получают написанную на карточке пословицу, в которой перепутаны места всех слов. Нужно восстановить пословицу и объяснить ее смысл. Лес без птиц и птицы без леса не живут. (Переставить местами, попутать слова, а потом написать правильно) Всякая птица своим клювом сыта. Увидел грача – весну встречай. Задание № 2. Игровое упражнение «Угадай, кто какой звук подает?» а) Например: ласточка щебечет; - соловей… (поет, заливается, свистит, щелкает); - журавль…(курлычет) - кукушка…(кукует) - жаворонок…(звенит)
б) Закончи предложение. Осенью улетают в жаркие края стаи журавлей, ласточек… (аистов, лебедей, скворцов…) Мы расстаемся до следующей весны со стрижами, аистами… ( грачами, перепелками, цаплями…)
Задание № 3. Игровое упражнение « Что лишнее и почему?»
а) Аист, крыло, журавль, стриж. (Крыло) Скворец, скворечник, грач, дрозд. (Скворечник)
б) Какое слово не подходит? Лебедь, лебединый, лебеда, лебедушка. Журавль, журавлиный, журнал, журавушка. Утка, утиный, уточка, минутка, утенок. Крыло, крылышко, Крым, крылья. 5. Пальчиковая гимнастика. Собираем спички (счетные палочки) одними и теми же пальцами рук: двумя указательными, двумя средними – до мизинцев (подушечками). На каждую стихотворную строчку – по одному движению (взятию спички): Клювов длиннее Не видывал я, Чем клюва у аиста И журавля.
Задание № 4. Отгадать загадки. Черный, проворный, Кричит « кряк», Червякам враг. (Грач)
На шесте дворец, Во дворце певец. А зовут его… (скворец)
Маленький мальчишка В сером армячишке По дворам шныряет, Крошки собирает. (Воробей)
6. Физкультминутка. Задание № 5. Прочитать рассказ (выразительно). - Логопед приступает к отраженному чтению по синтагмам; - Дети повторяют каждую произнесенную фразу сначала хором, затем по одному по указанию; - Логопед следит за речью детей. Скворцы и скворчата Прилетев домой, скворцы садятся на ветки возле скворечников и радостно, звонко поют. Целую неделю скворец распевает песни. А когда из дальних стран прилетает скворчиха, дружная пара вместе устраивает гнездо. Скоро в гнезде появляются зеленовато-голубые яички, а из них – скворчата. Когда они подрастут, в укромном уголке леса, где много корма, откроется скворчиная школа. Взрослые скворцы научат малышей выкапывать из земли червей, спасаться от холодной росы и дождя, выбирать место для ночевки, узнавать сигнал опасности.
Задание № 6. Беседа по содержанию прочитанного текста. - Логопед задает детям вопросы и следит за речью детей. - Что делают скворцы, вернувшись на родину? (Ответы детей) - Кто устраивает гнездо? (Ответы детей) - Что открывается в укромном уголке леса? (Ответы детей) - Чему учат в скворечной школе? (Ответы детей) Дети отвечают по одному по указанию, затем хором.
Задание № 7. Описание совершаемых действий – пересказ рассказа. Логопед совместно с детьми составляет план рассказа и озвучивает каждое совершаемое действие. ПЛАН:
Дети начинают описывать совершаемые действия т.е. начинают пересказывать рассказ. Сначала – по одному по указанию, затем поочередно. Логопед следит за плавностью речи, неторопливостью, четкой артикуляцией. Задание № 8. «Исправь предложение» - Червяк склевал скворца. (Скворец склевал червяка) - Песня спела соловья. (Соловей спел песню) - Мохнатая гусеница съела кукушку. (Кукушка съела мохнатую гусеницу) - Птица высидела птенцов и отложила яйца. (Птица отложила яйца и высидела птенцов) - Птенцы свили гнездо, и к ним прилетела мама. (Мама свила гнездо, и к ней прилетели птенцы)
Задание № 9. Дидактическая игра: «Назови ласково». Гнездо…(гнездышко) Кукушка… Соловей… Скворец…
7. Релаксационные упражнения. Комплекс № 4: упражнения № 2,4,7,8. 8. Итог занятия. Авторы: Творческая группа учителей-дефектологов школьных ПКПП г. Полоцка 2007-2008 уч.г. Ещё по данной теме:
| |
|
Логопедические пособия на заказ
|
|
Всего комментариев: 0 | |